ПОДАРИ ЖИЗНЬ ДРУГИМ

Денсаулық
710 Views

Национальный научный кардиологический центр Юрия Пя считается одним из лучших в мире, лечиться в него едут не только из Казахстана, но и иностранцы.Но особенно Центр прославился тем, что здесь впервые провели операцию по замене искусственного сердца на донорское.

Юрий Владимирович Пя – один из тех людей, благодаря труду которых Казахстан с полным правом позиционирует себя как современное, динамично развивающееся государство. И вдвойне порадовал факт, что главный кардиохирург страны активно сотрудничает с коллегами Шымкентского кардиохирургического центра. Это не первый его приезд в мегаполис. Вот и в этот раз итогом сотрудничества стал «круглый стол», тема которого не перестает быть актуальной на протяжении последних лет в Казахстане – трансплантация и донорство. Вел работу «круглого стола» главный врач кардиоцентра Ермаганбет Куатбаев.

В современном мире трансплантология – это один из ключевых показателей состояния здравоохранения в стране. Если выполняются операции по пересадке органов, значит, медицина этой страны находится на высоком уровне. Сегодня во всем мире наблюдается рост трансплантационной активности и прогресс в организации донорского процесса. За рубежом лидируют такие страны как Испания, Австрия, Бельгия, на постсоветском пространстве – Беларусь, Эстония. Основная причина, которая сдерживает развитие трансплантологии в нашей стране – дефицит донорских органов.

В Казахстане на данный момент функционируют различные меры, которые направлены на повышение уровня донорства – принятие презумпции согласия как наиболее эффективной модели, а также мероприятия, которые помогают изменить общественное сознание людей в пользу донорства органов. К сожалению, вопрос о трупном донорстве пока не решается. Врачи-трансплантологи надеются, что казахстанцы проявят свое милосердие и поймут – как бы не было велико их горе от утраты близкого человека, он косвенно может подарить шанс на жизнь другим.

– Я приехал в Шымкент сразу с несколькими задачами, – говорит Юрий Владимирович Пя. – Поскольку Шымкент стал мегаполисом и приобрел статусреспубликанского, соответственно во всех сферах, в том числе и вздравоохранении, все высокие технологии, которые существуют в нашей столице и вчастности, в Национальном научном кардиохирургическом центре должны бытьдоступны в этом регионе. Хотелось бы верить, что высокотехнологичные операции,проводимые у нас, будут внедрены и в Шымкенте.

В Нур-Султане, по словам Юрия Владимировича, пересадка донорского сердца, в том числе и искусственного, поставлены на поток. Будущее за высокими технологиями, соответственно, искусственным сердцем. Однако донорство, в том числе и трупное, в стране тормозит уровень сознания населения.

На одном брифинге кардиохирург сказал, что в таком важном деле как донорство, следует «отодвинуть эмоции и начать конструктивный диалог по поводу пересадки органов». – «…Если вернуться назад к истории, то уже 50 лет в мире проводятся трансплантации сердца, а мы находимся в начале пути. Трансплантация никак не противоречит тем или иным религиозным взглядам той или иной конфессии. Если наши технологии позволяют делать трансплантологию, то это надо делать. Эмоции надо отложить в сторону. Жизнь такова: кто-то умирает, кто-то рождается, и это было, есть и будет»…

С ним согласен и Абылай Донбай, главный врач ГКБ № 1 г.

– Подобные операции по пересадке почки и печени делаются в нашей больнице начиная с 2009 года, – говорит он. – На сегодня мы провели около 140 операций по пересадке почек, свыше 20– печени. У нас есть практика реабилитации таких пациентов. Поэтому сегодня больше тревожит проблема развития трансплантологии в мегаполисе.

Он рассказал журналистам о том, что в их ведомстве есть все условия и специалисты для успешной трансплантации органов. В работе «круглого стола» принимали участие и религиозные деятели, которые тоже хотели донести до людей: трансплантация поможет снизить количество больных, которые так надеются на спасение. В Шымкенте и Туркестанской области сегодня в ожидании донорской почки живут более 700 человек, которые сегодня живы только при помощи гемодиализа. 150-200 больных живут с диагнозом цирроз печени и им также нужна донорская печень. Кроме этого, по словам А. Донбая, сегодня увеличилось количество больных, нуждающихся в пересадке сердца. Поэтому сегодня мы и проводим «круглый стол», чтобы каждый смог высказать свою точку зрения. Кстати, о своей готовности стать донором сказал и главный врач больницы А. Донбай. По его словам один человек способен дать жизнь нескольким людям.

По словам медика презумпция согласия на изъятие органов после смерти действует в Казахстане с 2009 года. Человек, не оформивший при жизни отказ в поликлинике, в случае наступления смерти мозга, автоматически считается донором.

Журналистам повезло познакомиться с уникальным пациентом. Мужчина 58-лет из Шымкента рассказал о том, что у него случился сердечный приступ и как следствие – серьезное осложнение, помочь могла только пересадка сердца. Он приехал в кардиоцентр, откуда его сразу же направили в Астану к специалистам. При помощи искусственного прибора пациент ходил больше двух лет. А когда ему пересадили донорское сердце, он почувствовал – жизнь продолжается!

– В течение полутора года я приходил в себя, – говорит он. – Сейчас чувствую себя хорошо, соблюдаю диету, есть и другие ограничения. Ощущение того, что продолжаешь жить за счет чужого органа – трудно описать. Иногда оно сильно стучит, а проверишь – все нормально. Нет, я не знаю, чье сердце мне пересажено, говорить это у врачей не принято, но разве это так важно? Главное – я продолжаю жить!

В Казахстане на данный момент функционируют различные меры, которые направлены на повышение уровня донорства – принятие презумпции согласия как наиболее эффективной модели, а также мероприятия, которые помогают изменить общественное сознание людей в пользу донорства органов. К сожалению, вопрос о трупном донорстве пока не решается.

Врачи-трансплантологи надеются, что казахстанцы проявят свое милосердие и поймут – как бы не было велико их горе от утраты близкого человека, он косвенно может подарить шанс на жизнь другим.

В ТЕМУ

В сентябре прошлого года в Актау была заложена Аллея органных доноров Казахстана и посажены деревья для каждого посмертного донора. На тот момент их было 68 и все они достойны памяти, благодарности населения всего Казахстана, ведь после своей смерти они спасли сотни безнадежно больных людей, стоявших на грани жизни, и благодаря согласию их родственников на посмертное донорство десятки пациентов получили новую жизнь. Это воистину самый ценный дар на земле. Почему Аллея доноров высажена в городе Актау? Учитывая сложный природный климат, очень символично, что именно в этой земле будут расти деревья, высаженные в честь посмертных доноров всего Казахстана.

Светлана ЕШДЖАНОВА

ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ: ЗА И ПРОТИВ

(Блиц-интервью)

Презумпция согласия на изъятие органов после смерти действует в Казахстане давно. И столько же много вопросов возникает у наших читателей по данному поводу. Человек, не оформивший при жизни отказ в поликлинике, в случае наступления смерти мозга, автоматически считается донором. Редакция газеты «Әділет. Рухани жаңғыру» провела блиц-интервью и попросила наших респондентов ответить на вопрос – что они думают о презумпции согласия? (Поясним, в соответствии с презумпцией согласия, забор органов из трупа и их использование осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого или если возражений не высказывают его родственники). Отсутствие отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек автоматически превращается после своей смерти в донора.

Аскар АБЛАСАНОВ, молодой предприниматель:

– Эта давняя модель в мировой практике. Посмертная трансплантология имеет свои плюсы и минусы. Данная модель имеет несколько недостатков, главный из которых: незащищённость неосведомлённых людей. Есть люди, которые не хотят быть донорами, например, по религиозным соображениям. В случаях, если они не осведомлены о презумпции согласия и необходимости уведомления родственников, воля умершего человека может быть не соблюдена. Человек предполагает, что в случае его смерти родственники, зная его волю, выскажут её врачам, но, получается, что их могут и не спросить. К тому же, когда родственники вдруг совершенно случайно узнают об изъятии органов, у них возникают подозрения, страхи, которые, в большей степени вызваны различными негативными публикациями, слухами. Отсюда и конфликты, которые приходится решать в судебном порядке. Такая непрозрачность создаёт напряжение и только усложняет процесс трансплантологии, она никому не нужна. Людям должно быть понятно, что происходит. Поэтому, нужно шире освещать вопросы, больше беседовать и разъяснять это населению. Возможно, тогда станет меньше больных, которые ждут и надеются на спасение. На мой взгляд, больше следует писать об этом и в СМИ. Лично я был бы не против, если на кону стоит жизнь человека. Единственное, что настораживает – продажа и спекуляция органами, ведь оно также может быть и у нас. Пока об этом мне приходилось читать в зарубежных СМИ.

Лиза БАЙДАУЛЕТОВА, студентка:

У меня был друг, которому врачи диагностировали почечную недостаточность. Так вот – он умер, потому что не было донорской почки. С тех пор я стала понимать горе близких, которые осознают, что родному человеку может помочь людская доброта. Есть в Шымкенте замечательные врачи, специалисты в этом деле. Поэтому я не против того, если вдруг сложится такая ситуация вокруг меня, чтобы шанс выжить появился у других людей. Особенно у маленьких детей. Это в принципе цивилизованный подход к трансплантологии. А вот мои родственники категорически против того, чтобы после смерти их «разбирали» на запчасти. Казахстанская наука ушла далеко вперед, сегодня успешно пересаживают донорские почки, печень и даже сердце.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *