ЗВЕЗДОЧКА МОЯ, ЛЮБИМАЯ ТОКАЛ…

Қоғам
1 405 Views

Весна, международный женский день… Самое время поговорить о любви – очень актуальной и многогранной теме. Например, о той, которая очень часто муссируется в Казахстане – о многоженстве. Ведь любовь, да какая обильная!..

Ну, как относятся мужчины к этому, мы догадываемся… А женщины? Буквально на днях общественный деятель Сауле Абилдаханкызы на своей личной странице в Facebook призвала казахских женщин разрешать своим мужьям брать токал и тем самым поспособствовать росту нации. Правда, далее дамочка пускается в политические рассуждения, но не в этом дело. Главное, что представительница прекрасной и слабой половины Казахстана публично выступает ЗА! К тому же добавим, что совсем недавно казахстанское агентство 365info, которым, к слову, владеет также ну очень известная наша соотечественница, опубликовала результаты опроса: нужно ли узаконить статус токал? (Если кто до сих пор не знает, токал — вторая, гражданская, жена). Так вот большая половина опрошенных казахстанцев, а именно 58 процентов, на вопрос ответила утвердительно.

ИМЕЕТСЯ ЛИ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ?

Известно, что по шариату мусульманину дозволялось иметь четыре законные жены и плюс определенное количество наложниц, которые приобретались не путем, выражаясь европейским языком, брачного контракта, а насильственного увода из неприятельских кочевий или земель, и калым за них не выплачивался. Поэтому бытовало устойчивое мнение, что у казахов в дореволюционный период было много жен.

Однако, по мнению большинства историков и экспертов, этот стереотип не подтверждается реальным историческим материалом: среди основной массы населения многоженство не было распространено. Рядовой кочевник в силу разных социально-экономических причин не мог иметь больше одной жены, или же, если имел несколько жен, то не одновременно. Согласно дореволюционной статистике конца XIX-го начала XX века, женщин в степи было гораздо меньше, чем мужчин. Поэтому вторую жену брали либо в случае, если прежняя жена умирала, либо это было необходимо потому, что жена не могла родить нужного количества детей, в первую очередь – сыновей. А у казахов сила влияния того или иного рода определялась многочисленностью семейства. Это давало возможность иметь большие стада овец, которые, в свою очередь, определяли степень влиятельности в степи.

По несколько жен одновременно имел довольно небольшой процент казахов, и характерно это было в основном для такого социального среза, как правящая элита. Как, впрочем, и сегодня. Многие султаны и ханы стремились брать в жены дочерей соперничающих с ними чингизидов, или же правителей соседних стран, с которыми у них существовали достаточно сложные взаимоотношения, а браки способствовали в определенной степени сохранению политического баланса.

ДЕПУТАТЫ – ЗА «ОБЛИКО МОРАЛЕ»

Уже много лет вопрос многоженства муссируется не только народом, но и его избранниками. И поднимали даже этот вопрос в Парламенте при обсуждении проекта «Кодекса «О браке и семье». Тогда большинство депутатов высказалось против введения многоженства в Казахстане.

Тогда же известный политик Максут Нарикбаев, к слову в свои 70 лет ставший отцом ребенка от гражданской жены, оппонировал слугам народа: « Я расцениваю это как ханжество: многие из проголосовавших против депутатов (я знаю это точно) имеют не одну и даже не две подруги. Сам я, признаюсь честно, не просто из спортивного интереса радею за этот вопрос, я еще и хороший практик. Мои ровесники боятся сообщать законным женам о своих молодых подругах. Но ведь от вечной лжи можно устать. Это в молодости, когда энергия так и прет и женщин меняешь, как перчатки, есть смысл скрывать мимолетные увлечения, но в нашем возрасте стыдно обманывать жену и детей. Поэтому я и говорю всем мужчинам: объединяйтесь и боритесь за право иметь не одну жену. От этого выиграют все, потому что никто не будет чувствовать себя грешным. Фактически многоженство в нашей стране уже реализовано. Осталось только узаконить его».

А КАК СЧИТАЕТ НАША МЕЧЕТЬ?

Разрешить многоженство в Казахстане предлагал в свое время имам Тулепберген Жакиев. По его мнению, это необходимая мера для защиты прав вторых незаконных жен. Главный служитель мечети «Аманкул Ата» уверен: закон о многоженстве до сих пор не принимают, потому что чиновники не хотят делиться имуществом и деньгами со своими любовницами (именно такой статус в обществе имеют современные токал). По его мнению, такое положение дел негативно отражается не только на вторых и третьих женах, но и на детях, рожденных от этих отношений. «Игнорировать эту проблему, значит, проявлять безразличие к судьбе этих женщин, – сказал имам. – И если мы говорим о защите прав слабой половины человечества, мы не должны делать исключений, мы должны узаконить многоженство. Дети, рожденные в таких браках, должны иметь право гордо назвать имена своих отцов, иметь право на наследство. Согласитесь, так будет намного правильней, чем ситуация, которую мы наблюдаем сейчас – одинокая женщина растит нескольких детей неизвестно от каких отцов. Это на мой взгляд уже разложение общества. Просто чиновники наши не хотят делить свое имущество, свои деньги со своими любовницами, которых они меняют очень часто. Да, есть крупные чиновники, их не так много, кто и так помогает своим любовницам, те живут припеваючи. Но ведь есть чиновники со статусом пониже и там совсем другая картина».

И РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ ТУДА ЖЕ?

Не далее как в начале сего года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что необходимо легализовать многожёнство в России.

«Легализация многоженства по всей России позволила бы решить ряд социальных проблем, вызванных существенным численным преимуществом женщин относительно мужчин, — заявил муфтий. -Я считаю, что обязательно нужно узаконить многоженство. Эта практика имеет право на существование, тем более что некоторые религии, в том числе и Ислам, это допускают». Муфтий призвал принять во внимание и тот факт, что число женщин в России превышает количество мужчин – по данным Росстата, на 10 миллионов. К тому же в России немало ситуаций, когда «женщины остаются вдовами или разведены». Кроме того, многожёнство уже есть в ряде регионов, например, в Татарстане, Чечне, Дагестане, подчеркнул он.

Ранее в России уже были высказывания на подобную тему. Так, глава Духовного управления мусульман РФ шейх Равиль Гайнутдин заявил, что считает целесообразным легализацию многоженства в мусульманских регионах страны.

«Легализация многоженства стала бы гарантом соблюдения прав женщин. В социальном плане такие женщины на сегодняшний день совершенно не защищены. Несмотря на то, что законы шариата являются основой жизни мусульман, гражданско-правовые отношения в нашей стране регулируются на основе российского законодательства. Поэтому важно создать механизм защиты на законодательном уровне, чтобы женщины могли быть вторыми полноценными супругами, это поможет разрешить многие социальные проблемы», — отмечает Ильдар Аляутдинов.

Однако, в Московском патриархате напомнили, что христианская цивилизация построена на моногамии и не приветствует идею многоженства, с которой ранее выступил столичный муфтий – об этом РБК заявил зампредседателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

«Для нас моногамия ассоциируется с уважением как роли мужчины, так и роли женщины и признанием их равного достоинства в браке, тех особых дарований, которые творцом вручены каждому из супругов», — отметил он.

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОЛЕЗНО…

Известный казахстанский демограф Макаш Татимов всем мужчинам в возрасте советовал иметь подругу более молодого возраста не только из демографических побуждений.

— Союз с молодой женщиной облагораживает, дает сексуальную энергию, — считал он. — Чтобы вступить с ней в гражданский брак и представить ее родственникам, достаточно сходить в мечеть. В дальнейшем свою судьбу женщина решает самостоятельно. Если она любит мужчину, будет рожать от него детей. Гражданский брак потому так и называется, что проверяет гражданственность человека. Согласно данным последней переписи, число женщин от 25 до 50 лет, никогда не выходивших замуж и не рожавших детей, зашкаливает за 350 тысяч. Это не просто цифра – это нераскрывшиеся цветы, это несбывшиеся надежды, это не разожженный очаг, это, если учесть, что в среднем казашки в течение жизни трижды рожают, — миллион не родившихся детей. Поэтому я призываю девушек, попавших в разряд старых дев, не страшится гражданского брака. Это выход из тупика. Кто же осудить незамужнюю 40-летнюю девушку, если она решит родить ребенка вне брака? Понимаю, расти безотцовщиной – не такое уж и большое благо, но не рожденный ребенок – это несчастье. Сейчас в западном мире – 30 процентов детей растут вне брака, мы тоже постепенно идем к этому (сейчас в Казахстане 17-18 процентов внебрачных детей). Иного выхода при большой смертности мужчин у нас просто нет.

ТОКАЛ – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ

А вот с мнением известной казахстанской феминистки Гульсары Тленчивой трудно не согласиться.

«Женщины наивно полагают, что, став второй женой, они решат свои материальные проблемы, но исследования показывают, что это иллюзия, — рассуждает кандидат юридических наук. — По официальным данным, каждый пятый ребенок в Казахстане растет в неполной семье. Более того, высокий уровень разводов, в первую очередь, спровоцирован тем, что мужчины даже в полной семье не в состоянии экономически, психологически и даже физиологически выполнять возложенные на него обязательства. Поэтому, слава Богу, что предложение о разработке законопроекта по многоженству остается в Парламенте на уровне разговоров. Нельзя идти на поводу у тех, кто пытается превратить наше государство из светского в религиозное. Это может вызвать большие социальные потрясения, поскольку многоженство означает признание мусульманского права. А если мы будем руководствоваться религиозными нормами, то нарушим две важнейшие конституционные нормы – равные права мужчин и женщин, и принцип светскости нашего государства. Я вообще, честно говоря, не понимаю тех, кто добивается принятия такого закона. Хочется вам иметь много жен, — имейте! Хочется быть второй или десятой женой? Да ради Бога! В отличие от советских времен, никто за это сейчас не преследует, лишь бы вы сами были согласны на такую форму взаимных отношений, и лишь бы это не нарушало ваши взаимные интересы и интересы ваших детей, на защиту которых встанет уже государство. Но зачем вам нужна юридическая регистрация? Если уж заговорили о демографии, то надо думать о том, как предотвратить высокую смертность мужчин, связанную с вредными привычками, с растущим уровнем ДТП, нарушением правил охраны труда, стрессовыми ситуациями в обществе, а не превращать их в существа многоразового использования, в биологических доноров с целью воспроизводства человека. Это унижает не только его, но и женщину.

И ВСЕ ЖЕ ДОГОВОР НЕ ПОМЕШАЕТ

— Я против многоженства, — считает юрист Ольга Склярова. — Есть в этом какая надуманность, декларативное желание выпятить себя, подчеркнуть свою успешность. Но если все-таки отношения складываются так, что женщина стала негласной второй или третьей женой, ей нужно обязательно заключить договор о том, что в случае расставания гражданский муж будет выплачивать ей или ее ребенку определенную денежную компенсацию. Этот так называемый договорной порядок регулирования отношений абсолютно не противоречит действующему законодательству. Да, может быть, это будет звучать несколько анекдотично: «Мы, такие-то, договорились о том, что между нами отношения будут строиться на принципах уважения и толерантности, но в случае, если они по каким-то причинам прекратятся, то человек, который выполняет функции внебрачного мужа, берет на себя обязательства (перечисляется материальная сторона: денежная компенсация, оплата кредита в банке, алиментные обязательства и прочее)», зато соблюдены интересы обеих сторон: женщина, которая строит свои отношения без заключения официального брака, не останется у разбитого корыта, а мужчина, если это звание ему льстит, может считать себя многоженцем, несущим материальную ответственность за несколько семей.

“ГАРЕМ” САИДА САИДЖАЛАЛОВА

В моей журналисткой практике был эпизод, когда я встретилась с жителем Толебийского района Туркестанской области Саидом Саиджалаловым. Среди односельчан он был известен не только как передовик сельского хозяйства, но и тем, что имел четырех жен. Зарегистрирован он был, конечно, только с одной, но всех остальных любил одинаково, как и многочисленных детей, рожденных от них. И все дети, а их более 20-ти, без исключения были записаны на его фамилию. Безусловно, в советское время, когда совершались браки, они не проходили бесследно для любвеобильного Саида. И с работы его выгоняли, и из партии исключали за аморалку. Но сам Саиджалалов уверен, что любовь к женам – не аморалка, а вполне себе прекрасное чувство, дарованное Аллахом. Все жены и дети жили в домах, расположенных в одном большом дворе Саиджалалова, в мире и согласии.

Признаться, не знаю, как отнестись к такому полигамному браку. Бесспорно одно: большая дружная семья, где много детей, – это замечательно.

Когда я при подготовке материала, побывав в гостях у настоящего мужчины, выходила из ворот дома Саиджалаловых, навстречу мне шла шумная ватага женщин и детей – в гости к бабушке с дедушкой. И я, честно сказать, испытала чувство зависти. Белой: как здорово, когда рядом с тобой столько родных людей! Тогда и мир становится роднее.

Рамзия ЮНУСОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *