Вниманию Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта ТОКАЕВА!
ГДЕ ЖЕ МЫ ТАК НАГРЕШИЛИ!
ИЛИ О БЕДНОМ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев!
Обращаюсь к Вам, я, Харахордин Игорь Викторович, родившийся 9 мая 1961 года в г.Кентау ЮКО и проработавший в системе профессионально-технического образования почти 40 лет.
Прежде чем отдать этот материал в качестве набросков к статье в редакцию газеты, я провел не одну бессонную ночь с вопросами – «А стоит ли? Надо или не надо? А что будет и как все обернется?»
Но.. после очередного судебного разбирательства коллектива колледжа с доверительным управляющим – ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ» определился – Надо!
Наш коллектив честно прошел все инстанции от заявления в уполномоченный орган до Правительства.
На все наши обращения к властным органам был получен один ответ – «Судитесь!».
Наше обращение к Вам по требованию прекращения доверительного управления ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ» – последняя ступенька в отстаивании своих конституционных прав в нашем государстве.
Сегодня только Вы можете принять объективное решение в сложившейся ситуации по защите коллектива колледжа и его прав против беспрецедентного доверительного управления колледжем.
Всё понимаю, Вы Президент и неотложных проблем, решение которых без Вашего вмешательства хватает, но, пожалуйста, выслушайте нас. Неужели невозможно прекратить созданный хаос и беззаконие доверительной компании ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ» в колледже или это намеренные действия государственных чиновников для создания условий по краху системы профтехобразования.
Не хочу быть прорицателем, но уверен, пока дойдёт, а может и Ваши помощники даже и не предложат Вам прочитать этот материал, но меня по каким-либо статьям уже уволят из колледжа. «Был бы человек, а статья найдётся». Но не это главное, Касым-Жомарт Кемелевич, главное в Вас и Нашей вере.
Вере в справедливость!
Вере в будущее нашей Родины!
Вере в человеческие ценности!
Не убейте нашу веру.
Как все начиналось.
«Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего».
Начало государственной системы профессионально-технического образования было положено 2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах». Указ этот начинался так: «Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые были вынуждены стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодёжи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности».
Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся.
Были созданы три типа учебных заведений:
— ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения; для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников;
— железнодорожные училища с 2-х годичным сроком обучения;
— школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь, для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.
Первый учебный год в 1940 году в Чимкентской области начался в трёх учебных заведениях: РУ №4 г.Чимкента, ЖУ №5 г.Туркестана и школе ФЗО №2 п.Ачисай, в которые были приняты на обучение немногим более 1000 учащихся.
Во время Великой Отечественной войны вместе с взрослыми рабочими учащиеся и выпускники училищ добывали руду, плавили свинец, выпускали снаряды и возводили новые промышленные объекты.
Страна высоко оценила заслуги учащихся и работников системы профтехобразования в победе над врагом. Многие работники трудовых резервов за помощь фронту в годы войны были награждены орденами и медалями.
В последующие послевоенные годы учебные заведения трудовых резервов стали специализироваться по отдельным отраслям народного хозяйства. Ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы. На базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы 2-годичные строительные училища.
В 1953 году подготовка сельских механизаторов переводится в систему обучения, применяемую в ремесленных училищах, готовящих кадры для промышленности.
Большое значение для повышения уровня подготовки молодых рабочих в учебных заведениях трудовых резервов имело развитие общего образования в стране. До Великой Отечественной войны всеобщим обязательным было начальное образование. В связи с этим, при создании системы трудовых резервов минимальной общеобразовательной подготовкой для поступающих в училища были четыре класса. В 1949 году вводится всеобщее обязательное семилетнее образование и, начиная с 1950 года, училища стали комплектоваться преимущественно молодёжью, окончивших неполную среднюю школу.
В стране начался постепенный переход к всеобщему среднему образованию. Это привело к созданию в системе трудовых резервов в 1954 году нового типа учебных заведений – технических училищ для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы.
В 60-70-е годы широко развивается система профессионально-технического образования в связи со строительством и вводом в эксплуатацию промышленных гигантов. Строится и вводится в эксплуатацию типовые комплексы. Только в Шымкенте были введены в эксплуатацию 6 профессионально-технических училищ для химической, строительной, деревообрабатывающей, пищевой отраслей народного хозяйства.
Все училища и школы, входившие ранее в систему трудовых резервов, так же как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготавливающих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища. В них получала профессиональную подготовку молодёжь, окончившая 8-ми летнюю общеобразовательную школу и идущая на производство.
До 1984 года существует три типа учебных заведений: ГПТУ –городские профессионально-технические училища; СПТУ – сельские профессионально-технические училища; ТУ — технические училища.
Срок обучения в профтехучилищах устанавливается от 1 до 3-х лет в зависимости от сложности профессиональной подготовки. Обучение квалифицированных рабочих проводилось примерно по 700 профессиям для всех отраслей народного хозяйства. Перечни профессий и специальностей были сосредоточены в 6-сборниках по отраслям народного хозяйства.
Проводится огромная работа по созданию и систематизации содержания профессиональной подготовки, согласно единых тарифно-квалификационных справочников и квалификационных характеристик по специальностям и профессиям. Всесоюзный научно-методический центр (ВНМЦ) профтехобразования разрабатывает и внедряет типовые сборники учебных планов и программ практически по всем профессиям.
С 1984 года все учебные заведения профтехобразования преобразуются в средние профтехучилища (СПТУ). Государство выделяет значительные средства на строительство новых профтехучилищ. Строительство осуществлялось комплексно и включало обычно, помимо учебных зданий, также учебные мастерские, общежития, спортивные залы.
За 5 лет с 1980 по 1985 годы в области построены и введены в эксплуатацию 4 типовых комплекса на 720 мест каждый.
Особое внимание уделялось расширению подготовки квалифицированных кадров для села. Одно только то, что в среднем сельском профтехучилище насчитывалось не менее 50-ти единиц тракторов и автомашин говорит само за себя. А новые модификации тракторов, комбайнов и гидромелиоративной техники поступали, прежде всего, в профтехучилища.
Материальное производство было, есть и будет основой благополучия любой экономической системы. В те времена далёкие, когда в 80-е годы командная экономическая система с национальным доходом и другими статистическими показателями была на пике своего развития, а валовый объём производства одного только КАРМЕТА превышал валовый национальный продукт некоторых республик бывшего союза и когда гражданин не имел права быть ТУНЕЯДЦЕМ; в области было 42 профессионально-технических училища, из которых 15 располагались в г.Шымкенте. Да, была мощная система профессиональной подготовки кадров для экономики области и города со своей чёткой структурой управления и республиканским бюджетом.
В середине 80-х в учебных заведениях профессионально-технического образовании в области обучалось около 30 тысяч учащихся, а ежегодно получали профессию и путёвку в жизнь 15 тысяч квалифицированных специалистов.
Из 42 училищ 32 размещались в типовых комплексах, в 250 учебно-производственных мастерских было установлено более 1000 единиц деревообрабатывающих, металлорежущих станков и электросварочных аппаратов; в учхозах имелись 400 тракторов различных марок, 160 хлопкоуборочных и зерноуборочных комбайнов и более 1000 единиц сельскохозяйственной техники.
Тысячи замечательных людей воспитала профтехшкола, среди них 6 Героев Социалистического труда, 2 Лауреата Ленинской премии. Орденом «Знак почета» награждено Чимкентское среднее профессиональное училище №1 металлистов, которое, к сожалению, уже ликвидировано.
Не зря у китайцев считается одним из самых плохих пожеланий – родись и живи в годы перемен.
В конце 80-х резко меняется структура управления профессиональной подготовкой. Упраздняется система профессиональной подготовки.
Городские профтехшколы передаются Министерству образования, а сельские Госагропрому. Система раздроблена, в областных управлениях народного образования и Агропрома создаются небольшие отделы по координации работы профтехучилищ. Нет системы – нет нормативной защиты. Начинается массовое закрытие и ликвидация профтехучилищ с формулировкой «… с целью оптимизаций». Прежде всего, ликвидируются типовые комплексы, которые передаются ВУЗам, лицеям, колледжам, университетам и т.д. и т.п. За 5 лет количество профтехучилищ в области сократилось в 2 раза. Из 15 городских профтехучилищ к 1996 году остались только 5.
С целью как-то приостановить процесс полной ликвидации системы профподготовки при областном управлении образования создаётся Учебно-производственное объединение профтехобразования (УПО). УПО существовало несколько лет и выполнило свою основную задачу – объединение всех профтехучилищ в одном ведомстве – народное образование.
1997 год – пик «оптимизации», сокращается учебный год на 3 месяца, выпускные квалификационные экзамены проводятся в апреле, инженерно-педагогические работники «по собственному желанию» отправляются в отпуска без сохранения заработной платы, училища профинансированы на 6 месяцев.
С 1 сентября 1997 года училищам присваивается новый статус –профессионально-техническая школа. Систему организации начального профессионального обучения определяет «Временное положение о профессионально-технической школе».
В 1999 году Закон Республики Казахстан определяет основные принципы государственной политики в области образования. Согласно статьи 24 начальное профессиональное образование получило статус одного из уровней в системе непрерывного образования и приобретается в профессиональных школах на базе основного общего образования, сочетается с получением среднего общего образования и направлено на подготовку работников квалифицированного труда.
Было очень противоречивое время, когда на фоне сложных социально-экономических и политических условий, остаточного финансирования профтехшкол, низкой заработной платы работников образования профтехшколы не просто функционировали, но и развивались, а точнее сказать саморазвивались и самосовершенствовались практически без какого-либо вмешательства извне. Да и направлять, поправлять, обобщать, предлагать и т.д., честно сказать, некому. Нет системы – нет чёткого профессионального руководства, да и сильно сказывается информационный вакуум, особенно по вопросам, касающимся насущных проблем профессиональной подготовки. Профтехшколы практически предоставлены сами себе, у органов образования хватает своих проблем: на 900 с лишним школ ЮКО приходилось 22 профтехшколы. Сложность в нормальном восприятии органами образования профтехшкол заключается в том, что профтехшколы по содержанию своей работы представляют собой учебные заведения, на деятельность которых существенным образом воздействуют как законы педагогической науки, так и законы производства, а это их пугает. Нет, проверки иногда проводились, но, к сожалению, в роли проверяющих специалисты – предметники, в основном филологи, которые весьма далеки от проблем, да и вообще от системы организации профессиональной подготовки рабочих-специалистов. Кто осуществлял производство профтехшколами? «Специалисты», которые не провели в своей практике ни одного урока, не говоря уже об уроках производственного обучения. И такие горе-специалисты направляли и поправляли работу профтехшкол, не зная и не владея основополагающими нормативными документами, определяющими системы профессионального обучения в профтехшколе.
Было обидно смотреть, как угасали остатки многострадальной системы профтехобразования. В системе такого хаоса и дискредитации ещё не было. Профтехшколе в системе образования определялась роль падчерицы. И смотрят на неё только как на объект распространения всевозможных лотерей, чьих-то книг, билетов на сомнительные концерты; которому можно поручить выполнить халявный ремонт всевозможных офисов, домов, квартир и т.д. и т.п. И не было тогда в области ни одного государственного служащего, которого бы волновали проблемы профтехшколы или сложившаяся система профессиональной подготовки. А о казусах и ляпсусах в работе этих горе-специалистов государственных служащих можно было написать не один фельетон.
В конце 80-х мне выпала честь работать в управлении профтехобразования под началом руководителя с большой буквы Нурпеисова Ф.Н. – детдомовца, прошедшего путь от учащегося Ачисайского ФЗО до начальника областного управления, которое на протяжении 10 лет завоёвывало Всесоюзное переходящее Красное Знамя и было помещено на всесоюзную Доску почёта. Тогда работники управления без тщательной подготовки к изучаемым вопросам не имели права открыть дверь профтехучилища, а любой тематический или фронтальный анализ работы учебного заведения проводился строго по утверждённому годовому плану-графику, который доводился в начале каждого календарного года до всех профтехучилищ. А утвердить у начальника управления безграмотную памятку изучаемых вопросов было невозможно, так как он досконально и педантично (в хорошем смысле слова) знал работу и мастера производственного обучения, и старшего мастера, и заместителя директора, и директора, в своё время, проработав на всех этих должностях. И прежде чем любой инспектор или методист переступит порог учебного заведения, он сам должен сдать экзамен начальнику управления на знание изучаемых вопросов. Тогда дилетантство было не в почёте.
В 2000-х профтехшколы меняют название на профессиональный лицей, а с введением Закона Республики Казахстан 27 июля 2007 года на колледжи.
Исчезает такое пренебрежительно-снисходительное отношение к ПТШ, и лично, как к учебному заведению, которое «подбирает» неучей. Не всегда удаётся ребятам избежать и серьёзного конкурса при поступлении. Меняется психологическое восприятие рабочей профессии и статуса дипломированного специалиста.
Изменяются приоритеты и цели обучения. На первый план выдвигается развивающая функция образования, а не только обучение знаниям, умениям, навыкам.
В профтехшколе, в основном, обучаются ребята из разных школ города, со слабым уровнем начального образования, педагогически запущенные, а в принципе, практически все с равными возможностями. Но это и есть главное. Ребят в начальной школе учителя практически не замечали наших, работая с более сильными. Теперь же ситуация резко меняется – все равны. Появляется стимул – «чем я хуже?»
Всё более активно идёт обновление гуманитарного образования, осуществляется процесс психологизации учебного процесса, развитие эстетического, экологического и правового образования.
Формирование правосознания, правовое воспитание и образование становится стержнем воспитательной работы в профтехшколе.
Происходит переход от учебно-методического к научно-методическому уровню в системе методической работы с инженерно-педагогическими кадрами. Преподаватели переходят к поисковой, исследовательской работе с целью повышения результативности урока и развития своего профессионального мастерства, создание собственной педагогической технологии в обучении.
Постепенный переход государства к рыночным отношениям диктует свои условия к системе образования. Учитывая высокий уровень безработицы, каждый работник образования дорожит своим рабочим местом. Какая бы ни была низкая заработная плата у педагога – вакантных мест нет. Чтобы выжить и жить, каждый должен определить для себя приоритеты своего совершенствования как профессионала, а будущее за ними.
Укрепляется учебно-материальная база колледжей. Государственные программы развития образования приносят плодотворные плоды по развитию колледжей. Проекты институционального развития всемирного банка и партнёрские проекты по профессионально-техническому обучению с Евросоюзом совершенствуют не только уровень материально-технического обеспечения колледжей, но и значительно повышает квалификацию педагогов колледжа на курсах повышения квалификации и стажировках в лучших колледжах мира.
Наш колледж неоднократно завоёвывает звание «Лучший колледж года», а на чемпионатах WorldSkills постоянно завоёвывает призовые места на республиканских чемпионатах. Но самое большое наше достижение, что наш колледж попал в программу «Жас Маман».
Да, мы работали, совершенствовались и развивались, пока нас не предали и не продали ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ» в январе 2020 года.
Чем же мы так прогневили Всевышнего, чем же мы заслужили такие кары и испытания?
Конечно, в жизни всё циклично, безумный развал профтехобразования 90-х повторяется с новой силой, но уже в извращённой форме. Как у нас уже заведено благие намерения чиновники, прежде всего, используют только себе в угоду и, наверное, так складываются впечатления и в корыстных целях.
Конечно сама идея передачи колледжа в доверительное управление бизнесу – работодателям, весьма перспективна, но не в нашем случае. Вы можете представить себе, когда за 6 месяцев доверительного управления ни один наш студент не прошёл практику на предприятии доверительного предприятия, а доверительное предприятие убедительно пропагандирует цель не принятия и трудоустройство выпускников колледжа на предприятие.
Одно только неоднократное публичное заявление представителя ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ» Б. Алиева (Нужметдинулы) о том, что колледж стал его собственностью, вплоть даже до сотрудников наверное говорит о многом. Дважды был свидетелем его выступлений в колледже, что поражает больше всего, то это два факта культуры его речи. Раз двести произнес слово «Я» за 30 минут выступления. А о бредовых планах ликвидации социальной защиты студентов это особый случай, а его высказывание о сокращении контингента с 1400 студента до 700 и создание для отчисленных особых специализированных учебных заведений вообще наверное говорит о дискриминации общечеловеческих ценностей.
Зачем убивать то, что завтра будет работать на наше счастливое существование, строить дома, создавать нам уют?
Идея передачи колледжей предприятиям в доверительное управление наверное актуальна, но не доверять в управление судимым и бывшим осуждённым. Всегда поддерживал, поддерживаю и, надеюсь, буду поддерживать все лучшие начинания, направленные на совершенствование и улучшение системы профтехобразования, но у нас не тот случай.
Посудите сами, факты говорят сами за себя! Суды, тяжбы и разбирательства разве это нормально? Публичная клевета на колледж, дискредитация коллектива и всех его достижений.
Если говорить о главном представителе доверительной организации, как он себя представляет, Б.Алиеве (Нажметдинулы), то он 18 мая 2001 года решением Сарыагашского суда приговорён к трём годам лишения свободы по части 3 ст.58 УК части 01, ст.324 и 02 УК РК.
2007 год – начальник пассажирского транспорта и вдруг заместитель акима области, поста которого со скандалом лишился в 2013 году.
Конечно, Вам сложно принимать решение, я думаю, накануне реформ во властных структурах, но не могу себе представить, что в те времена, уже сейчас далёкие, для нынешней молодёжи в СССР, чтобы кто-то мог позволить взбудоражить или оклеветать целый коллектив.
Тогда глас народа слышала и реагировала на него власть. Конечно, это моя совдеповская ностальгия, в ней много противоречий, но ещё раз но!! Она никогда не позволяла творить бесчинства с народом. Нельзя опошлять народное терпение.
Наверное, не каждый может похвастаться, что в его трудовой книжке записана дата приёма на работу и выхода на пенсию в одной организации.
К моему стыду, за почти 40 лет честному служению системе профтехобразования не могу похвастаться особняками и другими предметами роскоши. Живу в саманном доме, построенным пленными японцами в 1947 году. Однако, я самый счастливый человек, мои дети – моё богатство, особенно младшая доченька, благодаря интеллектуальной школе имени Н.Назарбаева заканчивает университет имени С.Д. Асфендиярова в Алматы.
Если у Б.Алиева (Нажметдинулы) пять юристов борющихся с коллективом доверенного колледжа, то нам приходится оплачивать из семейных бюджетов услуги юристов и адвокатов. Конечно, отстаивание законных и жизненных интересов против компании бьют по семейным бюджетам, но что поделаешь, власть имущих обязала защищать свои законные права.
Вы Президент, кто ещё может желать более высоких достижений в карьере на жизненном пути!
Народ избрал Вас Президентом, его защитником, так пусть же будет так, что и мы, Ваши родные дети.
Уверен и у Б.Алиева (Нажметдинулы) финансовые расходы, одно то, что за кражу имущества из колледжа на его компанию заведено уголовное дело?! А за нарушение карантинного режима в колледже 15 июня 2020 года управление качества и безопасности товаров и услуг Енбекшинского района города Шымкента подаёт в суд предписание о взыскании штрафа на ТОО «DALA CONSTRUCTION.KZ».
Из таких как я складывается Ваш народ, нация, государство. Вмешайтесь и, надеюсь на Вашу честь и совесть, Вы примете наконец объективное решение.
Просто сегодня, да особенно завтра мне, проработавшему в системе профтехобразования практически всю трудовую жизнь, не по нутру бесчинства. Не преступал и не дай Бог никогда не преступлю своих жизненных принципов, но смотреть на развал моих ценностей и жизненных устоев –само предательство.
Господин Б.Алиев (Нажметдинулы) не понаслышке знает УПК РК.
Как можно было отдавать в доверительное управление социальное учреждение в управление компании, которой руководит Б.Алиев (Нажметдинулы), на которого 20 января 2020 года заведено уголовное дело по трём статьям УПК-130,131,149, да и не поинтересовавшись его криминальной биографией: в 2001 году осужден, в 2013 году освобождён от занимаемой должности заместителя акима Южно-Казахстанской области. Чего стоят только публикации в СМИ: «Серый кардинал» и самосожжение руководителей рейдерски захваченных им компаний, их публикациями в интернет ресурсах.
Не знаю как у Вас, но у меня не укладывается в голове, когда доверительная компания судится с коллективом, а коллектив подаёт на доверительную компанию в суд на прекращение доверительного управления и расторжения договора доверительного управления.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Раз уже мне довелось попасть в такую переделку, то пользуюсь простым правилом: «Никому не верь, ничего не бойся». Мне постоянно, после прихода доверительной компании, снится один кошмар, как будто на мою родину напали захватчики. Да мне уже захватчиков бояться?! Совесть не позволит, когда один мой дед в далёком лихом 1942 году в 30 лет, будучи политруком роты, поднимал в атаку свой взвод за мою Родину и получил ранения в пах, умер от газовой гангрены 6 сентября 1942 года, похоронен в братской могиле под Ржевом, где только в ней одной покоятся 75000 наших среднеазиатских дедов! Да, я был там, нашёл её, после снятия секретности архивов, по завету, царство небесное, моих мамы и бабушки, представьте себе на табличках с указанием фамилий, выбиты фамилии практически только мужчин из Средней Азии, погибших в 28-35 самых прекрасных лет.
А второй дед – орденоносец, разведчик, герой, вернулся с войны калекой по ранению, хвала бабушке, до конца его дней кормила его с ложечки, сам не мог.
И после такой семейной истории мне не пристало, да и честь не позволит пресмыкаться перед захватчиками – или как сегодня модно говорить «Рейдерами».
Между прочим, моя супруга, подполковник в отставке, смеётся: «Что ты присосался к этой бюджетной сиське. Я выйдя на пенсию подала резюме в несколько частных фирм, получила работу с оплатой в разы превышающую твою». Может она и права, но, посвятив свою жизнь системе профтехобразования и всё бросить, как-то неудобно перед собой.
Вы глубоко интеллигентный и всесторонне образованный человек, сегодня это большая редкость во властных структурах.
Считаю, назрел момент постепенного и аргументированного перехода нашей страны к общечеловеческим жизненным укладам и прекращению вакханалии государственной недееспособности.
Конечно, много эмоций, лозунгов и призывов в моем обращении, но поймите правильно, накипело, если обращаюсь к Вам и на суд страны.
У меня один из самых почитаемых писателей Шынгыс Айтматов, давайте не будем Манкуртами.
Дай Бог, чтобы все Ваши намерения были во благо моей страны и нашего народа!
Искренне верю в Вашу порядочность. Что наша жизнь – искра, квант. Только вчера ходил в садик, закончил школу, работал слесарем, а затем система профтехобразования, хочу достойно доработать до пенсии и гоню мысли о перемене места жительства на историческую родину. Почти 100 лет назад в 1928 году мои прадеды бежали с голодного Поволжья, где питались лебедой, в Шымкент. Этот благодатный край их принял. Благодаря широкой души казахского народа я родился.
Удачи и всех Вам благ!
С уважением,
Игорь ХАРАХОРДИН.