К 70-летию Бейбитова Мурата Садыковича, доктора юридических наук, профессора
БЫТЬ ВСЕГДА В СТРОЮ
Еще в далекой молодости, будучи выпускником юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби, М.С. Бейбитов решил вступить на поприще образования и науки,связать себя с вузовской деятельностью. С тех самых пор прошло более 40 лет ини разу профессор не изменил себе, своей избранной раз и навсегда стезе, пройдя профессиональный путь от простого преподавателя до высочайшего его уровня –профессора, войдя в авангард интеллектуальной элиты республики.
Пребывая неизменно в вузовской сфере, Мурат Садыкович долгие годы работал в качестве декана в КазНПУ имени Абая, где и состоялся доктором юридических наук,профессором, затем проректором по учебной работе Института повышения квалификации судей и работников судебной системы при Верховном Суде РК, возглавлял Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте РК, был ректором Академии правосудия при Верховном Суде РК. Заодно исполнял функции члена Координационного Совета Верховного Суда Республики Казахстан, члена Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, входил в состав Экспертного совета Комитета по контролю и аттестации МОН РК, Диссертационного совета по защите докторских диссертаций, Научно-методического совета по специальности «Юриспруденция» при КазГЮУ. В настоящее время является профессором ЕНУ имениЛ.Н.Гумилева.
Адаптируя вузовский менеджмент в судебной сфере, профессор внес значительный вклад в модернизацию Института правосудия, формирование Магистратуры как высшего учебного органа подготовки судейского резерва страны, в укрепление институтов медиации и конфликтологии, судебной защиты несовершеннолетних, установил тесные контакты со многими международными организациями – ОБСЕ, ЮСАИД, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Германское общество по международному сотрудничеству, Фонд имени Фридриха Эберта, которые в рамках диалоговых площадок привлекали будущих судей к активному освоению навыков судопроизводства, учили профессионально оперировать законодательными актами, приобщали к реализации программы Европейского Союза«Поддержка судебной реформы в Республике Казахстан», принципов и критериев организации по правам человека (Human rights). В составе рабочих групп Верховного Суда неоднократно посещал зарубежные страны (Индию, Бельгию, Брюссель, Францию, Германию, Чехию, США, Турцию, Марокко, Сингапур, Южную Корею, Китай), где совместно с коллегами изучал вопросы совершенствования судебной системы и образования, вопросы права. Благодаря его менеджерскому таланту, способности налаживать образовательные связи за пределами страны магистранты ежегодно выезжали на международную стажировку в престижные вузы мира: Национальную школу магистратуры Франции, Королевский институт государственного управления в Нидерландах, Турецкую академию юстиции, университет Калифорнии (Беркли) и др. Руководимый им Институт правосудия, который был поднят к уровню международного образовательного стандарта, работал в полную мощь, творчески и креативно. Вчерашние выпускники обычных вузов за два года интенсивного обучения формировались здесь в интеллектуально и профессионально искушенных личностей,готовых плодотворно служить во благо общества. Поэтому в желающих поступить и получить в стенах данного учреждения магистерское образование не было отбоя.
Между тем и в статусе ученого-правоведа профессор с увлечением работал и продолжает работать именно над теми аспектами юриспруденции, кои пользуются особым спросом в современной жизни Казахстана, являются актуальными в процессе правового созидания республики, отстаивает правомерность тех или иных законодательных инициатив в целях обеспечения законности в обществе и предотвращения всяческого рода злоупотреблений. Так, в молодые годы он апробирует новую для того времени тематику научного исследования и пишет кандидатскую диссертацию «Самоуправление в высших учебных заведениях» (1996 г). Для СССР – тоталитарного государства с устойчивой централизованной властью данная тема, конечно же, оказалась в полной мере инновационной и неожиданной: в контексте исследования были выявлены правовые методы самоуправления как нового аспекта в механизме государственного управления.
На рубеже 90-х годов, когда казахстанская общественность проявила волевую устремленность к построению демократической государственности с вновь принятой Конституцией в основе, внимание ряда казахских ученых-юристов было обращено к проблемам конституционного права. Активными апологетами конституционных реформ выступил целый ряд крупнейших правоведов, таких как С.З.Зиманов, С.С.Сартаев, Г.С.Сапаргалиев, М.Т.Баймаханов, В.А. Ким и др. Именно под влиянием данных мэтров права и в силу своего научного интереса М.С. Бейбитов выбрал для дальнейшего исследования феномен конституционализма – проблему конституционного контроля в республике Казахстан, ранее неисследованной, не подвергавшейся научной объективации. В докторской диссертации «Институт конституционного контроля в Республике Казахстан (вопросы теории и практики» (2005 г.) он всесторонне освещает пути и способы деятельности данного института во многих странах мира, определяет его статус и компетенцию, наилучшие способы и формы реализации в нашей стране. Всестороннюю характеристику получила в работе и деятельность Конституционного Совета, ныне вновь переформатированного в Конституционный Суд.
М.С. Бейбитов — автор большого количества научных трудов, созданных в ключе современных правовых исканий и открытий. В их числе следует отметить монографию «Институт конституционного контроля Республики Казахстан: эволюция и проблемы модернизации» (2005 г.), которая не утрачивает своей актуальности и пользуется широкой востребованностью со стороны обучающейся и научной общественности по сию пору. На страницах этой работы уже тогда автор указывал на необходимость восстановления деятельности Конституционного Суда как органа более эффективного и профессионального в деле соблюдения норм Конституции и обеспечения прав и свобод граждан.
В своих докладах в формате многих научных конференций как ученый-конституционалист он освещает различные аспекты деятельности института конституционного контроля, раскрывая заложенный в нем механизм защиты прав личности, что ныне обретает особую форму актуальности,подчеркивая весомую роль Конституции в становлении судебной ветви власти.Выявляет он и тенденции формирования правового поля института конституционного контроля, уровень его динамики, философию и закономерности его исторического развития.
Крометого, перу ученого принадлежат учебные пособия «Самоуправление в высших учебныхзаведениях» (1997 г.), «Особенности правосудия для несовершеннолетних: международные стандарты и практика» (2011г.)и др. Зная не понаслышке о том, что вузовская система страны остро нуждается в научно-методической литературе на государственном языке, и с целью облегчить поиск этого контента он пишет учебные пособия «Қазақстан Республикасының экология құқығы» (2007г.), «Қазақстан Республикасының қылмыстық құқығы (Жалпы бөлім)» (2009 г.). Вопросы экологического права, уголовного права также издавна были предметами его научного интереса и немало времени он уделил изучению и преподаванию данных курсов. В качестве руководителя он открыл путь в науку целому ряду молодых ученых, получивших после защиты диссертаций научные степени кандидатов юридических наук, магистров права.
Профессор удивительно гармонично сочетает научную деятельность с преподавательской.Триггером для педагогических достижений перманентно служат пытливость,любознательность студенческой молодежи, ее стремление к реализации личностного интеллектуального потенциала, к освоению качественной компетенции в области юриспруденции. Поэтому одной из плодотворных идей Мурат Садыкович считает идею к россдисциплинарного подхода к проблемам правоведения, суть которой заключается в динамичном изучении их в унисон современным трендам науки и образования, в гармонизации, к примеру, остроактуальных проблем уголовного и конституционного права, вопросов этики и конституционализма в рамках единого лекционного курса и научного пространства.Именно в таком новационном ракурсе преподносит профессор студенческой аудитории читаемые им курсы по конституционному праву и правовой этике. Данный подход вызывает неподдельный интерес со стороны студентов, вместе с профессором они совершают экскурсы в прошлое, знакомясь глубже с традиционными ценностями, и в русле компаративистики осваивают, к примеру, нормы народного законодательства, сконцентрированные в «Жеті Жарғы», и принципы современного конституционализма. Читая лекции по правовым дисциплинам на двух языках – казахском и русском, профессор не устает постулировать истину о том, что знание языков также обогащает и расширяет интеллектуальные возможности индивидуума, масштабы его профессионального воззрения и личностных достижений. Зачастую лекции его превращаются в сотворчество, студенты порой сами не замечая того, под умелым и искусным руководством профессора совершают открытия в области заданной тематики, проникают в неведомые им глубины права, и от того они стараются не пропускать эти занятия.
«Здравствуйте, Мурат Садыкович! Сәлеметсіз бе, Мұрат аға!» — бегут с приветствием студенты, завидев профессора издалека, протягивая для пожатия руки. Лучащиеся добротой глаза молодых людей обволакивают светом чистоты и благородства фигуру профессора, он как бы всецело погружается в этот бесконечный поток уважения и ментальной солидарности, в который раз утверждаясь в правильности и неизменности избранной им профессии. В окружении студенческой молодежи, в живом вопрошающем общении с ними, в совместных интеллектуальных исканиях, в формировании неистребимого стремления к познанию – именно в таком регистре всегда и неизменно работает профессор. Тем самым он как бы позволяет своим ученикам подняться к вершинам просвещенности, постигнуть тайны высокого образования.Вне данной целеустановки невозможно работать в вузе успешно и плодотворно и это осознание всегда живет в душе любого преподавателя, кто пришел работать в студенческий коллектив по воле и призыву души и сердца. И это тонко чувствуют и ощущают студенты, отдавая должное духовному порыву своего наставника, сообразуя с ним творческое единение. Жизненная и профессиональная практика Бейбитова М.С.показывает, что «наука и искусство нам целью кажутся достойной достижения» не только в молодые годы, но и в более зрелые, когда романтика младых лет уступает седой мудрости, исполненной некоего романтического налета, исходящего от ежедневных контактов с молодежью. Но помимо трепетного отношения к выбранной профессии, профессор учит и приобщает студенческую аудиторию к универсальным нравственным ценностям, к истине о том, что жизнь дана человеку для того, чтобы он исполнил свое предназначение творить добро и милосердие, сохранять и созидать полнокровную жизнь на земле. Уникальность жизни человеческой, ее миссия заключается в том,чтобы создавать, созидать, творить и эта истина находит позитивный отклик в душах молодых людей.
За заслуги в сфере науки и образования Мурат Садыкович удостоен многих наград, награжден орденом «Құрмет», нагрудным знаком «20-летие Конституции Республики Казахстан», орденом Верховного Суда РК, медалью Конституционного Совета РК, медалью «Лучший преподаватель года по праву», нагрудными знаками Союза Судей Верховного Суда «Жеті Жарғы», «Үш би», различными благодарственными грамотами и отличиями.
Поздравляя со знаменательным юбилеем, хочется выразить Мурату Садыковичу пожелание: пусть и эта пора жизни вкупе с достижениями вашей молодости и зрелости будет преисполнена здоровья, физической и умственной гармонии, мудрости и человечности. Долгих лет Вам, Учитель! Счастья и дальнейшего процветания,бесконечной вереницы благодарных учеников! Кредо «Быть всегда в строю!» – пусть и в дальнейшем сопровождает Вас всегда и неизменно.
Баглан МАКУЛБЕКОВ,
кандидат юридических наук, доцент