Соцсети (и как это раньше мы без них жили?!) забурлили новыми страстями. После того как утихли обсуждения по поводу налога на роскошь и поправок, касающихся «новой таксы» на автомобили и недвижимость, Интернет родил еще одну весьма забавную идею: а не пора ли нашим законотворцам ввести налог на наших женщин, решившихся выйти замуж зарубеж. Как-никак – национальное достояние, а сколько их забирают иностранцы за тридевять земель… При этом никто не озаботился, какой урон это наносит экономике государства. Некто Абзал Куспан, которого позиционируют как известного адвоката, предложил ввести налог для иностранных граждан, пожелавших жениться на наших девушках. При этом, как полагает автор данной идеи, можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, сохраняется так называемая национальная идентичность. А во-вторых, укрепляется экономическая мощь государства. Согласитесь, оба аргумента обладают почти зубодробительной логикой.
Однако Абзал Куспан – далеко не первооткрыватель такой идеи. Как утверждается в одной из интернетовских публикаций, в соседней с нами Туркмении аналогичный налог был введен еще 10 лет назад. А вот в Кыргызстане с таким же предложением выступил председатель общественной организации «Эл жана мыйзам» Такен Молдакулов, который предлагает брать за киргизских невест 100 тысяч долларов. Цитируем: «По мнению Молдакулова, за границей кыргызстанки не находятся под должной защитой. А после развода и вовсе оказываются на улице без средств на существование. «Подобным нововведением мы требуем ужесточения ответственности для иностранных граждан, поскольку права наших граждан всячески нарушаются. После развода их оставляют ни с чем, а при таких мерах этого можно избежать».
Сколько могут стоить иностранцам наши женщины и как можно пополнить бюджет еще, наши коллеги из издания «zakon.kz» решили спросить у разных экспертов.
Экономист Петр Своик даже не удивлен, что появляются такие предложения:
– Можно вспомнить старинную байку про Чингисхана, что, пока люди плакали, с них еще можно было что-то брать, когда они начали смеяться – значит брать уже нечего. Последние поправки я воспринимаю драматически. Сейчас судорожно пытаются найти способ пополнить бюджет, но при этом трепетно, как к священной корове относятся к некоторым многомиллиардным источникам. Появление таких шуточных предложений про «государственный калым» обоснованно. Это красивая насмешка над последними поправками.
Представитель Национальной палаты предпринимателей в Сенате Гани Касымов, услышав про идею ввести налог на наших женщин, предложил в шутку также ввести налог на воздух.
– Хохмачей во все времена хватало. Я думаю, что тем, кто берет замуж наших женщин, – им доплачивать надо. Это шутка. А если серьезно, то, по какому пути мы идем, развиваемся? По светскому. Мы участвуем в мировых процессах. Система открыта. Поэтому ставить любые подобные ограничения – неправильно. Сейчас наши джигиты привозят чужих дам из дальнего зарубежья. Так что процесс этот обоюдный, не только наших дам вывозят. У нас демократичные законы. У всех есть право выехать и вернуться…
По словам знаменитой казахстанской свахи Натальи Ермолаевой из телепрограммы «Давай поженимся!», на самом деле наших невест уже повывозили из страны без всякого калыма за эти годы, и спрос на иностранные браки сейчас не такой уж и большой:
– Пик иностранных браков был с 2003 по 2008 год, выехало много наших женщин. Они мечтали выйти за иностранца, думали, что будут за границей как сыр в масле кататься. Потом стали узнавать, что не все так сладко. Иностранцы считают каждую копейку. Многие из них хотят получить в одном лице и поломойку, и красавицу, которая будет еще варить-стирать. Это экономически выгодно им. Наши женщины – универсальные. Их любят почти все иностранцы. Европейки популярны у корейцев и китайцев. Красавицы казашки часто устраивают жизнь с американцами, европейцами, турками. Но мое отношение к «государственному калыму», о котором вы спрашиваете, такое: я – против, разве можно на любви и чувствах делать деньги? Это я говорю про искренние чувства. А они не всегда таковы. Многие иностранцы просто хотят бесплатную домработницу, бесправную. И вот тут надо уже задуматься.
Отток невест, по словам социолога Айман Жусуповой, с точки зрения социологии – тревожный фактор:
– В Казахстане мало населения, и любой отток – это проблема. Женщины тем более важны, ведь они рожают. Но рождаемость растет в стране очень слабо. Чтобы вырваться вперед, нужно, чтобы в каждой семье было по три-четыре ребенка. А если женщины уезжают в детородном возрасте – это явный урон. Потом, если она выходит замуж за иностранца и уезжает, то, как правило, это происходит в возрасте, когда она наиболее экономически активна. Где чаще всего заняты женщины? В педагогике, медицине. Там у нас и так кадров не хватает.
У сотрудников загсов своя статистика и взгляд на проблему. Они считают, что в Казахстане частенько выходят замуж за иностранцев, в том числе и потому, что у нас более упрощенная регистрация браков, нежели в других странах. Все, что нужно, – это перевод паспорта, вид на жительство и справка о брачной правоспособности.
Весьма наглядными оказались данные статистики по количеству выбывающих из страны мужчин и женщин. В возрасте от 15 до 64 лет в 2012 году выехало 178 178 женщин, мужчин – всего 115 514. Если посмотреть статистику за разные годы, то выезжающих женщин в экономически активном и детородном возрасте всегда значительно больше. Конечно, не все они вступают в брак, но, согласитесь, цифры наводят на размышление.
Но вернемся к сути вопроса. Что нам предлагают на самом деле. Торговать нашими девушками и женщинами? Но это уже если не средневековье, то что-то очень приближенное к этому. А еще это табуирование частной жизни и ущемление конституционных прав гражданок Казахстана. Очень хотелось бы, чтобы подобные частные инициативы воспринимались нашим обществом не более чем недоразумение.
Рамзия ЮНУСОВА.