БЫЛО ВАШЕ – СТАЛО НАШЕ: КТО МЕШАЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЮ?

Мәселе Қоғам
799 Views

ВНИМАНИЮ:

Елбасы Нурсултана Назарбаева

Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева

Генерального прокурора РК Гизата Нурдаулетова

Председателя КНБ РК Карима Масимова

Председателя Верховного Суда РК Жакипа Асанова

БЫЛО ВАШЕ – СТАЛО НАШЕ: КТО МЕШАЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЮ?

Сегодня рейдерство — это не «маски-шоу» конца 90-х годов. Современный передел собственности отличает внешняя пристойность, даже «правовая» форма. Между тем в период экономической нестабильности количество и масштаб рейдерских атак возросли, при этом все чаще они осуществляются при поддержке коррумпированных чиновников.

У СОВРЕМЕННОГО РЕЙДЕРА ВМЕСТО АВТОМАТА — ИНФОРМАЦИЯ

Эксперты выделяют несколько вариантов современного передела собственности. Один из них — отработанные технологии выдавливания с рынка стабильно работающих отечественных производителей. Зачастую это происходит тогда, когда предприниматель имеет долг: по банковскому кредиту, облигациям и т.д. Текущая экономическая ситуация породила огромное количество претензий кредиторов самого различного толка. С требованием погасить долги выступают банки, коммерческие структуры, держатели ценных бумаг от предприятий-должников.

Рейдеры продолжают совершенствоваться в методах работы, и защититься от них становится все труднее, утверждает юрист ОФ «Елбасы Курстастар» Кайсар Есиркегенов. Зачастую, уверен наш собеседник, они пользуются финансовой безграмотностью, отсутствием профессионализма у специалистов, в том числе госчиновников, сотрудников прокуратуры, судов, по долгу службы призванных стоять на защите отечественного бизнеса. Реализация любого рейдерского захвата начинается со сбора информации о выбранной компании.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»: сегодня в распоряжении рейдеров находится огромный арсенал инструментов для сбора информации, включая и доступ к строго секретной служебной информации. Важным шагом на пути захвата бизнеса является анализ собранной информации и выявление способа формирования контролируемой рейдером задолженности компании-жертвы. Наиболее часто встречаются способы незаконного приобретения долгов компании-жертвы у более мелких или пассивных кредиторов. Когда информация собрана и обработана, критичная задолженность достигнута и полностью контролируется компанией-хищником – следующим шагом становится обращение в Экономический суд по месту нахождения должника с заявлением о признании компании-жертвы несостоятельной (банкротом). Приблизительно по такой схеме, довольно распространенной не только в Казахстане, но и в других государствах СНГ, в течение вот уже нескольких лет проводятся рейдерские атаки на крупнейшего казахстанского сельхозпроизводителя – АО «Комбиснаб».

РОЖДЕННОЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ЕЛБАСЫ

В начале «нулевых», в эпоху кризисов, общественный фонд «Елбасы курстастары» выступил с инициативой поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Так в 2003 году появилось предприятие «Комбиснаб», которое производит гранулированные комбикорма на современном голландском оборудовании европейского стандарта, по собственной уникальной рецептуре, используя только высококачественные ингредиенты. Производительность — 40 т/сутки. При производстве комбикорма в гранулах происходит равномерное распределение компонентов, одновременно комбикорма подвергаются термической обработке и стерилизации, в связи с чем трудно перевариваемые питательные вещества (клетчатка, белок) переходят в более усвояемую форму, что дает большую отдачу и сказывается на продуктивности комбикорма при наименьших затратах. При хранении такой комбикорм не окисляется и сохраняет все ценные питательные вещества. Естественно, что выпускаемая продукция тотчас завоевала популярность у сельхозпроизводителя. Одни стали сдавать выращиваемый урожай (сою, кукурузу, ячмень, пшеницу) на предприятие для переработки, другие с удовольствием приобретали уже готовую продукцию. Особой популярностью пользовалась она у птицеводов, тем более в последние годы в Казахстане наметилась тенденция к разведению перепелов, диетическое мясо и яйца которых так необходимы для организации здорового питания. Таким образом, предприятие прочно заняло свою нишу в агробизнесе. Оно стремительно набирало обороты, давая региону новые рабочие места. Росло и количество потребителей производимой продукции. Было решено привлечь дополнительные банковские кредитные ресурсы. В июле 2008 г. компания выпустила облигации на 2,5 миллиарда тенге и защитила их на фондовой бирже КАSE.

Облигации необходимы, чтобы активнее использовать один из действенных механизмов рыночных отношений, для привлечения дополнительных средств. Кредиторы приобрели облигации, под них были получены средства. Привлекая средства, можно было надеяться на быстрое погашение банковского кредита. Однако… Да, вы догадались, уважаемые читатели. Несколько переиначив известную пословицу, можно сказать, что у нас предприниматель предполагает, а государство располагает. В нашей истории «гром грянул» через года полтора, когда «Комбиснаб» уже погасил значительную часть долга. Но тут благодаря новшествам (объединение фондовых бирж и т.п.), внесенных в законодательство усилиями Агентства финансового надзора РК, «Комбиснаб» и еще порядка 45 аналогичных казахстанских предприятий из реестра действующих перевели в дефолт, то есть они оказались на грани разорения. Так комбиснабовцы оказались в руках кредиторов. Тогда Специализированным межрайонным экономическим судом Алматинской области, где расположен «Комбиснаб», в отношении компании была применена процедура реабилитации сроком на пять лет. Судом утвердили план реабилитации АО «Комбиснаб», где кредиторами первой очереди является трудовой коллектив по заработной плате, второй очереди — налоговые обязательства, третьей очереди — АО «АТФ — Банк», откуда, собственно брался кредит, по обязательствам, обеспеченным залогом, пятой очереди – держатели облигаций.

Согласно плану реабилитации, обяза-тельства по первой и второй очереди выполнены в полном объеме. По заработной плате и налогам у компании долгов нет. Обяза-тельства по плану третьей очереди перед АО «АТФ — Банк» находятся на стадии выполнения. Обязательства в отношении пятой очереди кредиторов еще не наступили.

Кто они – бизнеспотрошители?

И вот тут начинается самое интересное.

— В числе кредиторов пятой очереди произошла замена, — рассказывает юрист ОФ «Елбасы Курстастары», он же один из учредителей АО «Комбиснаб», Кайсар Есиркегенов. – Вдруг в нашей цепочке оказался некто г-н Максут Искаков, получивший облигации компании от одного из держателей нами выпущенных ценных бумаг путем договора переуступки. Бывший работник прокуратуры, хорошо осведомленный. И здесь, на наш взгляд, начинается целая череда нарушений законности.

Во-первых, по закону уступка запрещена, во всяком случае, через третье лицо. Все сделки с ценными бумагами проводятся только путем купли-продажи. Поясняю, что в пятой очереди стояли кредиторы – держатели наших облигаций, которые через пять лет по ним должны были получить от нас проценты вознаграждения. Получается, что эти облигации просто уступили Искакову? Может ли такое быть? Для чего? Об этом чуть позже…

Во- вторых, поскольку он оказывается в статусе поручителя (ведь облигации ему лишь уступили), то он, в принципе, не имеет права требовать погашения долга.

В — третьих, держатели облигаций должны обратиться в суд по поводу возмещения долгов. И за это заплатить довольно солидную госпошлину. Допустим, с 3-х млн тг 10 % госпошлина — это 300 тысяч тенге. Это при том, что гарантии полной победы в судебном процессе вам никто не даст, а 300 тысяч в виде госпошлины уже уплыли. Жалко? Безусловно. А вот Искаков, скорее всего, освобожден от уплаты госпошлины, потому что, по нашим сведениям, является инвалидом второй группы. Известно, что в Казахстане инвалиды освобождены от уплаты госпошлины. Значит, в суд для выбивания долгов ему обращаться выгодно. Для кого-то он намерен выбить долг, подозреваем, что небескорыстно. Улавливаете связь?

Спрашивается, для чего ему это надо? Его задача – получив облигации, войти в состав акционеров. Это и есть один из инструментов рейдерства. То есть, получив облигации, требовать уплаты по ним. Не можете – вот вам полное банкротство. К сожалению, если раньше АТФ — Банк шел нам навстречу, то сегодня, уж не знаем по каким причинам, он идет на поводу Искакова. В 2013 году они совместно подают на нас в суд. Тогда суд высшей инстанции, отменив решение суда первой инстанции, постановил: дать время на реабилитацию. Однако тогда было упущено почти три месяца, так как практически процесс реабилитации сразу после решения суда не начался, поскольку уполномоченным органом — Департаментом госдоходов РК (ДГД) — это его обязанность — не был своевременно назначен управляющий реабилитацией. Получилось, де-юро процесс шел, а де-факто нет. Реабилитация еще подразумевает размещение в СМИ публичного объявления, после чего все кредиторы обращаются в полномочный орган со своими финансовыми требованиями к должнику. Здесь главное положение имеет банк, поскольку через него идет кредит и у него имеется залог. Остальные заявляют сумму долга. Заявленная сумма и приобретает право погашения. Искаков заявляет 408 тысяч тенге вместо 748 миллионов тенге. Пришедший управляющий реабилитационным процессом некто Жумабаев меняет реестр требований, попросту говоря, очередь кредиторов. Исходя из того, что Искаков вдруг, уже после всех заявлений и утверждения их на официальном сайте ДГД, якобы вспоминает об оставшихся миллионах. И тогда Жумабаев вопреки законам просто приобщает эту заявку к реестру (что категорически делать нельзя) и переводит Искакова в кредитора четвертой очереди, требующего немедленного погашения долгов. Удивляет в этой ситуации позиция ДГД как главного полномочного органа процесса реабилитации. Он не бдит соблюдения законности, отстранился. Представьте себе спортивного судью, который вдруг перестает наблюдать футбольные состязания, того хуже, передает свисток какому-либо игроку: мол, поработай за меня. У нас сложилась подобная ситуация.

Поэтому гражданский суд, куда мы обратились, постановляет восстановить первоначальный, уже утвержденный, реестр очередности кредиторов. И перевести Искакова из 4-ой в 5-ую очередь. Должны заметить, что в гражданско-правовом поле решение суда вступает в силу не сразу, есть время на подачу апелляции от 5 дней до месяца и больше. Но Искаков за 4 дня до вступления в законную силу Решения СМЭС уступает свои долги в 748 млн, откуда не возьмись, вдруг появившемуся Овчинникову, тоже из бывших прокуроров, который приходит и заявляет об истребовании 748 млн тенге. И в нарушении закона включается реабилитационным управляющим в четвертую очередь. Таким образом, пара Искаков + Овчинников становятся главными кредиторами в реестре. Между тем время работает не на нас, поскольку более года, с 2013-го по 2014-й год, компания, находясь в стадии реабилитации, не могла пользоваться своими счетами, потому как они были арестованы и заблокированы. А это – явное нарушение Закона о реабилитации. Как раз на тот момент мы сотрудничали с тремя крупнейшими птицеводческими фабриками региона, поголовье которых исчисляется миллионами. Но из-за противоправных действий ответственных лиц, в угоду отдельным личностям, нас попросту парализовало, поскольку мы не могли совершать никаких финансовых операций, в частности, получать расчет за поставленную продукцию. Ведь согласно Закону о платежах, юридические лица могут работать с наличностью в пределах двух миллионов тенге, свыше – безналичные операции. А что такое год простоя в агробизнесе? Для некоторых – крах. Однако, когда, наконец, нам разморозили счета, мы-таки продемонстрировали свою стабильность, показали производственный рост. В 2014 году оборот предприятия превысил 700 млн тенге, в 15-ом подскочили – под 900 млн., в 16-м и последующий года уже превышал млрд тенге. Естественно, что с такими оборотами мы вполне успешно прошли бы процедуру реабилитации.

В подтверждение слов нашего собеседника добавим, что наши коллеги, тележурналисты КТК, побывали на заводе комбикормов и встретились и с работниками завода, и с поставщиками сырья, и с потребителями готовой продукции. Вот что они говорят:

Сергей Шестаков, главный технолог АО «Комбиснаб»: -Спрос есть, и спрос большой. И могли бы ещё увеличиваться и развиваться, но наше финансовое положение не позволяет. В данный момент наши кредиторы хотят нас обанкротить. Все наши работники, люди из ближайших посёлков, останутся без работы, без средств к существованию. ..

Самат Каирзаманов, птицевод: – Здесь корм очень хороший. В других местах мы брали – падёж был, что на нашем бизнесе отражается. Здесь нам нравится, но поднялся вопрос о закрытии, нас это не устраивает. Потому что найти хороший корм очень тяжело. Мы также о своём бизнесе думаем. Наш бизнес может пошатнуться, и мои уже работники останутся без работы. …

Звоида Оразбакова, глава крестьянского хозяйства: – Я не понимаю, как можно закрыть такую компанию! На весь Казахстан её знают. Никто сою сейчас не принимает, кроме «Комбиснаба». Это рейдерство. Получается, что, если хозяйство в дыре, оно никому не нужно, но если оно процветает, его надо разграбить.

К слову, предприятие вошло в ТОП-перечень лучших в своей сфере деятельности, о чем свидетельствуют результаты независимого рейтингового анализа. Исследование проведено 2019 году. В основе анализа — информация об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет. «КОМБИСНАБ» — обладатель звания «Лидер отрасли 2019». Это признания успешной и добросовестной работы всего коллектива.

— Однако вскоре предприятие снова выставили на банкротство, — это уже из рассказа Кайсара Есиркегенова нашему корреспонденту. — Все это делалось через многочисленные суды, при поддержке ДГД. Казалось, что эта свистопляска продлится вечно. При этом законы нарушались буквально на каждом шагу. Жалобы нами пишутся во все инстанции, вплоть до самых высоких, но нигде в подробности не вникают. Отпускают распоряжения разобраться сверху вниз, как раз в те инстанции, которые и нарушают закон. Получается такой круговорот волокиты.

Последний суд вообще долго не заморачивался и, похоже, не вникал в суть. Просьба продлить процесс реабилитации была отклонена с лаконичным выводом «недостаточно оснований»… Что делать дальше, мы не знаем. Вернее знаем, но нам не хватает того самого времени, которое было упущено по вине госоргана…

Не будем утомлять читателя подробностями этой долгой истории. Скажем лишь, что все действия Искакова и иже с ним очень уж смахивают на приведенную в начале статьи схему обыкновенного рейдерства с целью обанкротить в общем-то стабильно работающего отечественного сельхозпроизводителя и получить с этого свои личные выгоды.

И жертвами этой драмы рискуют оказаться не только само предприятие с работающими, их семьи, но и те мелкие фермерские хозяйства, которые функционировали благодаря «Комбиснабу».

Одни поставляли АО сырье, выращивая на своих полях сою, кукурузу, пшеницу и ячмень. Другие, птицеводческие хозяйства, получали уже готовую продукцию – высококачественный корм для своих питомцев. И за всеми этими предприятиями стоят судьбы казахстанских граждан, их детей, внуков.

Ужасает и то, что лица, пытающиеся с помощью финансовых манипуляций угробить все эти предприятия, в недалеком прошлом – государственные служащие, призванные по долгу своему стоять на защите интересов государства и их граждан. Не знаем, как они применяли свои знания и навыки, находясь на государственной службе, но сегодня, похоже, весь их профессионализм и опыт направлен против отечественного бизнеса, на совершение экономической диверсии. Это видно даже невооруженным взглядом. Но при этом, судя по предоставленной в редакцию увесистой папке с документами, подтверждающими все изложенные в статье факты, «бизнеспотрошители» изо всех сил стараются (как там у Крылова?) «делу дать хотя законный вид и толк».

Между тем, в свое время Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручал разработать закон против рейдерства: «Когда речь идет о рейдерстве, обязательно участвуют чиновники… Мы должны поставить законный заслон рейдерам. Частная собственность должна быть свята, незыблема — к этому надо нам двигаться».

Эти слова на очередном пленарном заседании мажилиса напомнила депутат Меруерт Казбекова, когда заявила об острой необходимости разработать закон по противодействию рейдерскому захвату бизнеса в связи с тревожной тенденцией разнообразных методов и форм захвата либо уничтожения чужого бизнеса.

— При этом имеет место преобладание так называемого «черного рейдерства», то есть осуществляемого с нарушением законодательства и вмешательством в работу предприятий со стороны недобросовестных чиновников. Сегодня предпринимателю становится важно не столько уметь создать свой бизнес, сколько быть в состоянии его защитить. Схемы захвата бизнеса используются самые изощренные. Выносятся решения посторонних организаций о принятии к управлению предприятиями посторонними лицами, — пояснила парламентарий.

Казбекова также подчеркнула, что коррупция для любого государства является одной из угроз безопасности, в том числе национальной.

— Коррупционные преступления, безусловно, тормозят развитие экономических, социальных и иных процессов в обществе. Если вор крадет вещь у одного человека, то коррупционер ворует у всего народа, и не только деньги, но и веру в государство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *