Президенту Республики Казахстан господину ТОКАЕВУ К-Ж.К.
НЕ МОГУ ОСТАВАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ…
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
В своём выступлении на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 10 апреля 2020 года Вы особо отметили:
− Нам предстоит осуществить радикальную реформу здравоохранения, образования и науки. Кризис, как я уже говорил, тем и хорош, что обнажает все недостатки, несет в себе огромные возможности. Мы должны воспользоваться ими.
В этом контексте, позвольте рассказать Вам о РЕАЛЬНОМ состоянии Образования и Науки в настоящее время.
Как гласит народная мудрость: «АУРУЫН ЖАСЫРҒАН АРАМ ӨЛЕДІ»…
НЕ МОГУ ОСТАВАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ…, поэтому акцентирую Ваше внимание на проблеме масштаба псевдо-учености и лженауки в стране.
− Вопрос псевдо-учености – это угрожающий вызов, ведущий к окончательной деградации науки и образования в целом, можно сказать, эпидемия, имеющая бурное начало с начала 2000-ых годов, когда образовавшие вакансии из за оттока лучших «УМов» в бизнес, их места начали заполнять середняки и, даже, откровенно слабые научные кадры.
− Впервые о возможности засилия псевдоученых предсказал в 90-ые годы Елбасы Н.А.Назарбаев, выступая перед сообществом ученых, на расширенном совещании в НАН РК : «Сегодня вы бездумно раздаете налево и направо учёные степени и звания и не понимаете , что завтра эти псевдо-ученые незвано придут на ваши места и отнимут ваш хлеб».
Казахстан, как и Россия, страна, уважающая знание. А в России давно считают, что нужно вернуться «к лучшим традициям советской школы». Поэтому, по отношению к школе надо было быть консерватором. Ведь когда-то, имея основанием именно «советскую школу», мы первыми с КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛИ полетели в космос, а сегодня мы бьемся за так называемые «инновации» в технологических отраслях … и в результате стали приглашать практически везде иностранных специалистов.
· Кстати, в Великобритании советский опыт преподавания в средних школах начали перенимать еще в 80-х годах прошлого века. Падение «железного занавеса» дало возможность британцам оценить систему образования СССР и увидеть ее преимущества.
· Так, экс-министр образования Великобритании, госпожа Грининг сообщила о том, что в Англии дети теперь обучаются по «гениальнейшим учебникам Ландау и Колмогорова». «Учебники были переведены на английский язык чрезвычайно щепетильно, с соблюдением важнейшего требования – полностью сохранить их содержание, не допуская никаких искажений. В результате перехода на советскую систему образования уровень знаний, получаемый британскими школьниками, оказался гораздо выше, в сравнении с показателями, которые демонстрируют выпускники самых престижных и дорогих элитных школ континентальной Европы», — заявила госпожа Грининг.
· Благодаря выехавшим в Израиль советским ученым, Государство Израиль ныне имеет наибольшие успехи в индикаторах коммерциализации в науке…
Вот почему наши приоритеты и интеграционность, перспективы в науке должны больше акцентированы в сторону Российских ученых чем Западных, тем более, пока активный научный язык для подавляющей части наших ученых является русский, а не английский язык.
─ Мне, как ученому с 37-летним стажем работы в ВУЗах, из которых более 18 лет в руководящих должностях,
─ получившему азы науки в Ленинградском (ныне Санкт-Петербург) политехническом институте им М И Калинина (1984-1988г.г.),
─ проработавшему (1981-2001 г.г., 2018-2019г.г.) в КазХТИ (ныне ЮКГУ им.М.Ауезова) и в МКТУ им Х А Ясауи /2001-2018гг/,
больно и обидно за будущее Науки, за научную молодежь, за их Псевдоученость.
Так, в вышеуказанных ВУЗах, где я проработал, мною были проведены мониторинговые исследования молодых ученых до 40 лет ─ в МКТУ им. Ясауи: 59 кандидатов и PhD; а в ЮКГУ им.Ауэзова: 406 магистров и 91кандитатов и PhD профессорско-преподавательского состава (П.П.С.).
РЕЗУЛЬТАТЫ УДРУЧАЮЩИЕ
Основным критерием их оценки явился уровень научного потенциала в настоящем, в контексте научной новизны защищённых диссертаций; при этом выявлялось: какова судьба дальнейших исследований или произошли какие то корректировки и т.п.
Парадокс в том, что многие из молодых ученых не продолжают темы исследований, за которые им присваивали степень, более того, глубоко не компетентны в своих научных новизнах исследований.
ЭТО И ЕСТЬ ПСЕВДОУЧЁНОСТЬ!
А ведь многие из магистров и PhD докторов обучались за счет бюджета.
─ Теперь же, в основном они приспособились издавать «дежурные» научные публикации как в отечественных, так и в индексируемых зарубежных журналах в качестве СО-авторов.
─ Прекрасно освоились издавать монографии; некоторые более «успешные» из них даже успевают получать номинацию «Лучшего преподавателя» МОН РК.
Естественно, первоисточником этих проблем являются ВУЗы, где, в большей степени виноваты ректора в такой запущенности.
* Примерно с 2010-ых годов этот отрицательный фактор имел благоприятную среду: односторонне накапливаясь, затем проявиться в деградации науки.
* Подобное положение становится уже необратимым, не так просто всё это исправить и поставить в нормальную колею.
Поэтому здесь необходимо кардинальное вмешательство МОН РК.
Подобные издержки в транзитный период перехода в рыночную экономику может и закономерны, но не до такой же степени!
─ Здесь так же сказывается, возможно, противоречие с демократическими принципами Европейской модели образования, ориентированная на научное сообщество развитых стран, но к чему наше общество ещё не созрело!
─ Издержки ментальности научно-ориентированного сообщества южан в определенной степени, их нравы, в большей степени предприимчивости благоприятствовали в подготовке псевдоученых.
Именно в подобной ситуации ПСЕВДО-ученые укрепляются административно, причём в таком количестве, что это напрямую ведёт к деградации научных школ.
* Особо следует отметить, что ПСЕВДО-учёные доминируют при таком положении, что НАУКОЁМКИЕ ученые смещаются со своих позиций путём перевода категории возрастных учёных в особые контрактные условия.
* Здесь необходимо подчеркнуть: СТАТУС ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА эффективно применяется для сокращения штатов, в связи с чем научные школы ослабевают.
При этом важно отметить доказанное временем: второе дыхание ученого открывается после 60-ти.
* Так, в МГУ им. М. И. Ломоносова именно усилиями 80-летнего ректора В.А. Садовничего, а также других возрастных заведующих, сохранены научные школы, которые имеют преимущество к развитию.
Подобного, к сожалению, нет у нас, хотя, практически все наши научные достижения, сделаны, благодаря возрастным плеядам ученых окрепших Московских и Ленинградских научных школах.
РЕЗЮМЕ:
Технические ВУЗы в русле обозначенных приоритетов развития в условиях 4-ой промышленной революции и цифровизации, нуждаются в кардинальных и эффективных решениях менеджмента руководства университетов.
Однако, к большому сожалению, во главе ВУЗов, готовящих технические специальности, порой назначены ректора «не по профилю», что, соответственно, во многом сказывается на продвижении инженерных идей современности.
Например, руководитель (и в то же время проректор по Перспективным проектам) лучшего инженерного центра на пространстве ЕврАзЕс ComMechLab СПбПУ им Петра Великого господин А. Боровков удивлён инертностью Казахстанских ВУЗов в вопросе предложенного партнерства с ними.
И это тогда, когда учёные из КНР целой Правительственной делегацией просили позволить им посетить этот Центр с целью последующего сотрудничества.
§ В 2016 году 25 декабря наш Первый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев с президентом РФ В. Путиным посетили именно этот центр,
§ Известно, что разработчиками линейки лимузинов российского Президента «Аурус» являются сотрудники этого центра. В настоящем партнерами этого Центра являются бренды с мировым именем.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. Для подготовки инженеров 4-го поколения нужны реформы в технических ВУЗах;
2. Открыть «Национальный инженерный центр» — представительство инженерного центра СПбПУ в Казахстане в структуре НПП РК «Атамекен» для эффективности контакта с работодателями.
3. На базах кафедр «Компьютерно-математического моделирования» КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, ЮКГУ им. М. Ауезова и КарГУ имени академика Е. А. Букетова открыть филиалы национального инженерного центра, ориентированные на подготовку инженеров 4-го поколения.
4. Грантовые конкурсы НИР по прикладным наукам(инженерным) должны быть ориентированы к конкретным проблемным задачам предприятий машиностроения, энергетики, нефтегазовой отрасли, агросектора и т.д. при координации НПП РК «Атамекен» с Комитетами науки МОН РК и соответствующими уполномоченными органами других отраслевых министерств.
5. В ВУЗах решить «синдром» пенсионного возраста наукоемких ученых.
6. Для качественной подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру и PhD докторантуру разработать механизм минимизации ПСЕВДО-учености.
7. Возобновить подготовку IT-специалистов (бакалавр) через программу «Болашақ»
8. В вузах для подготовки IT-специальности с квалификационных требований временно снять требования по остепененности, т.к. здесь компетентность молодежи в новых технологиях выше, чем ППС со степенью и стажем. Обо всём этом я дважды информировал министра МОН г-на Аймагамбетова А.К.
Талжан РАИМБЕРДИЕВ,
доктор технических наук, профессор, экс-проректор по стратегическому развитию и интернационализации, ЮКГУ имени М. Ауэзова.