ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА ДОЛЖЕН БЫТЬ НАДЗОРНЫМ ОРГАНОМ, А НЕ КУРАТОРОМ ОБВИНЕНИЯ

Қоғам Құқық
1 008 Views

Аскар Оспанов – генерал-майор полиции. Он долгие годы работал в МВД, начиная с 1982 года. «Жесткий, дотошный, принципиальный и безгранично преданный своему делу» – так говорили про него не только полицейские, но и жители тех областей, где он работал начальником ПД. За выдающиеся заслуги перед Отечеством награжден орденом «Айбын» II степени и орденом «Слава» II степени.

А. Оспанов очень опытный специалист в области внутренних дел – его опыт в координации в сфере внутренних дел бесценен. Генерал-майор – который в марте месяце исполнится 63 года сейчас в заслуженном отпуске. Не смотря на это ветеран МВД не может закрывать глаза на ситуацию в обществе, и недавно в своем странице на Facebook он написал следующее:

НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ – ЛУЧШАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Президенту РК господину К. К. Токаеву!

Моя озабоченность связана с выступлением по предстоящим реформам в правоохранительной системе на телеканале «Хабар», председателя Агентства РК по противодействию коррупции господина М. Ахметжанова.

Господин Ахметжанов безальтернативно выразил мнение, что в Казахстане необходимо создать ГСК (государственный следственный комитет) при Генеральной прокуратуре (ГП)!

Господин президент, вы перед государственными органами ставите задачу служить интересам народа, все правоохранительные, силовые органы должны защищать конституционные права граждан страны.

Для раскрытия и расследования любого преступления создается СОГ (следственно-оперативная группа), члены СОГ должны работать согласованно, как один механизм, обеспечив обьективность, всесторонность до полного раскрытия и расследования преступления.

Первым пишется слово раскрытие, а затем расследование. Если преступление не раскрыто, то и нечего расследовать.

Если уголовное дело не имеет судебную перспективу, то судьба уголовного дела известна – оно закидывается под сукно, т.е. замораживается (приостанавливается) за неустановлением лица!

Никто еще в истории человечества не придумал лучшей профилактики правонарушений и преступлений, чем неотвратимость наказания.

К сожалению, за последние годы количество раскрытых, расследованных и приданных суду общеуголовных преступлений ежегодно на 5-10% снижается (с 80 796 по итогам 2018 года до 56 350 в 2021 году). Эта цифра – результат работы СОГ, которая должна быть основным критерием оценки деятельности в этом направлений.

Если снизился уровень регистраций преступлений, то освободившее время работы СОГ должно быть нацелено на раскрытие приостановленных преступлений, раскрытие преступлений прошлых лет.

Самое страшное в работе СОГ – это оторванность следователя от своей следственно-оперативной группы!

В структуре правоохранительных органов страны мы видели уже ГСК образца 1995, где расследование общеуголовных преступлений было оторвано от органа профилактики (милиции), итог всем известен- ГСК не оправдал свое предназначение.

ИСХОД УГОЛОВНОГО ДЕЛА ЗАВИСИТ ОТ ОПЕРАТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ МЕР

А сейчас схема создания ГСК еще хуже, хотят, чтобы следователи были при прокуратуре, а уголовный розыск, который непосредственно будет заниматься раскрытием уголовного дела в штатах департаменте полиции, а профилактические службы в местной полицейской службе …( в 1995 году уголовный розыск был в структуре ГСК).

Это считайте, что оторвали рабочий большой палец руки и отдали другому человеку.

Члены СОГ, если будут в разных ведомствах, то будет как езда в гололед на заднеприводном автомобиле.

От оперативности принимаемых мер порой зависит исход уголовного дела, а тут оперуполномоченный, получив информацию о подозреваемом, должен рапортом доложить своему начальнику в полиции, которое в последующем будет направлено соответствующему прокурору, затем прокурор направит этот рапорт следователю ГСК, в производстве которого находится данное уголовное дело.

К этому времени уже могут измениться обстоятельства, место пребывания подозреваемого лица или вещественного доказательства, которые были актуальны во время написания рапорта оперуполномоченным.

Я работал в период ГСК в 90-х начальником Панфиловского РОВД Алматинской области, это был полный хаос для дежурных частей РОВД, ГСК, для личного состава и бедных потерпевших людей.

Если ограбили, обокрали кого-то, без угроз, без орудия преступления, то должен будет выезжать дознователь, если были угрозы, группа лиц, оружия или преступление осуществлено с проникновением, то должен выезжать следователь ГСК.

Где эта тонкая разделительная грань двойной сплошной линии на стадии документирования осмотра места происшествия???

Люди, потерпевшие по кражам ходили кругами между полицией, прокуратурой и ГСК.

Дежурные РОВД и ГСК гоняли потерпевший народ друг другу толпами, в ходе расследования, выявлялись дополнительные обстоятельства, требующие переквалификации, впоследствии, через прокурора, почтой, пачками отправляли другу другу эти уголовные дела.

Бедные потерпевшие!

В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИДЕТ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ТЯЖБА

Сейчас вы требуете, чтобы Правительство было доступным, прозрачным, слышащим, ЦОН старается обслужить население с одного окна, КАСПИ банк сделал революцию в сознании людей, практически заменив наличный оборот денег, в т.ч. по оплате государственных услуг.

А здесь, в правоохранительной системе идет какая-та межведомственная тяжба, я предвижу, что при разрыве членов СОГ по разным ведомствам будет очень неудобно потерпевшим.

Прокурор создаст своим приказом по резонансным контрольным преступлениям СОГ, отозвав оперуполномоченного и других работников полиции временно в свое распоряжение.

Следователь, согласно нормам УПК, руководитель СОГ, который дает письменные задания членам СОГ, а члены СОГ оперуполномоченный, участковый инспектор, инспектор патрульной службы состоят оргштатно, финансово, функционально в штатах другого ведомства.

Мы повторим ошибки (ГСК 95-97 г.г.), это будет примерно как на одной улице раздевалка, на второй улице моечная, на третьей парная, разве от такого кооператива будет толк!

Прокуратура, получив штаты всех следователей страны, может думаете будет отвечать за раскрытие преступлений-это маловероятно!

Прокуратура, следователи при прокуратуре забросают правоохранительные, специальные органы отдельными поручениями и представлениями и будут ждать когда преступление будет раскрыто!!!

Мы по мерам прокурорского реагирования, их представлениями давно уже построили «коммунизм».

Интересно, какой орган будет осуществлять прием граждан по нераскрытым преступлениям, держать обоснованный натиск ограбленных, обворованных потерпевших?

Не надо наступать на одни и те же грабли, вновь создавая ГСК!!!

В мире четыре группы государств, где прокуратура в органах власти занимает разные позиции:

– государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

– государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах;

– государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

– государства, где прокуратура вообще отсутствует.

У нас прокуратура РК ведет общий надзор, гособвинитель в суде, ведет надзор за управленческими, властными и коммерческими структурами, за законностью оперативно-розыскной деятельности. Прокуроры также возглавляют Координационный совет по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью (я думаю еще оценят их координирующую роль по январьским событиям т.г.)

А теперь, если еще отдать им все следственные органы страны, то не тяжела-ли будет шапка Мономаха для прокурора???

Генеральная порокуратура должен быть надзорным органом, а не куратором обвинения… сам расследовал, сам поддерживает обвинение!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *