Несколько месяцев назад в одной из квартир города свел счеты с жизнью девятилетний ребенок. Услышав страшную новость, соседи не поверили: мальчишка, славившийся добрым характером и общительностью, отличался особым жизнелюбием. Соседи судачили, мол, с учительницей не поладил, плохо учился, не мог найти общий язык с одноклассниками…
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ВОЗРАСТ
Причин тому могло быть немало, но говорят, мальчишка слегка был расстроен и ждал маму, чтобы рассказать о двойке за поведение и таким образом опередить события. Наверняка, в данном случае жертвой руководило чувство страха перед наказанием. Он пытался сказать ей о мучившей его проблеме по телефону, а та, занятая работой, коротко оборвала: «Потом поговорим!»…Трагедия случилась. А сколько таких или примерно таких же печальных историй произошло или может еще произойти…
Буквально на днях СМИ рассказали о самоубийстве 20-летней студентки колледжа из Алматинской области. Девушка повесилась на бельевой веревке на балконе студенческого общежития. Что толкнуло отличницу и активистку ссуза пойти на такой страшный поступок? Свое слово предстоит еще сказать работникам правоохранительных органов.
На прошедшем год назад в Астане заседании правительства депутат Артур Платонов поднял вопрос о проблеме суицидов среди несовершеннолетних детей. Он напомнил о ряде последних самоубийств в разных городах Казахстана. И хотя в Казахстане сохраняется тенденция к снижению суицида среди подростков, оптимизма этот факт не добавляет, потому что добровольный уход из жизни всегда вынуждает взрослых задаваться вопросом – что с конкретным человеком не так, что он решается на крайнюю меру?
Основными причинами самоубийств среди детей психологи считают страх перед наказанием, душевные болезни, неразделенную любовь, домашние огорчения, пресыщенность жизнью и т.д. Однако эксперты полагают: ни один отдельно взятый фактор не может в полной мере объяснить, почему ребенок совершил самоубийство: суицидальное поведение – сложный феномен, который определяется комплексом личных социальных, психологических факторов.
– Подростковый возраст – один из самых неоднозначных в жизни ребенка, – говорит психолог СШ№ 40 им. Алпамыс-батыра Алия Маханбетова. – Стремительные перемены, происходящие с ребенком, зачастую непонятны родителям, ставят их в тупик, а порой просто приводят в отчаяние. Обычно послушный, ласковый ребенок в одночасье может превратиться в неуправляемого монстра – жесткого, импульсивного. Также бурно меняется его физиология, эндокринная и нервная системы, отчего так частыми бывают перепады в настроении – от слез к безудержному веселью и обратно. На психологическом уровне главный конфликт происходит между «я» ребенка и внешним миром. Стремясь доказать, что он уже взрослый, подросток намеренно обостряет противоречия, отстаивает свои права, свою независимость, не терпит, когда вторгаются в его личное пространство.
ВОТ ЭТО ДОМ, А ВОТ СЕМЬЯ…
Нам всегда твердили о физическом здоровье, для поддержания которого было достаточно иметь крепкие мускулы. О том, что страдает уже психическое здоровье ребенка можно почувствовать (при условии, что родители внимательны к своему ребенку), лишь заглянув ему в глаза. Психолог наглядно продемонстрировала результаты популярного психологического теста «Дом, дерево, человек», который предлагает пройти своим ученикам. Данный тест разработал американский психолог Дж. Бак. Он позволяет выявить у тестируемого чувство незащищенности, тревожности, неуверенности в себе, враждебности к окружающим, наличие конфликтной ситуации в жизни ребенка, сложности в общении и установлении контактов, депрессивные тенденции. Ребенку предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Причем в произвольной форме. Один из учеников наглядно при помощи простого карандаша «рассказал», как живется его семье. На нижней половине листа мама с папой, которые стоял поодаль друг к другу, чуть дальше старшие братья, которые также нарисованы не вместе, а порознь. Наметанному взору психолога предстала яркая и, в общем-то, типичная картина детского одиночества: не ладят между собой родители, и до проблем и ощущений ребенка никому нет дела.
Интересно, что дом, нарисованный ребенком вдали, символизирует чувство собственной ненужности и отверженности, это явная тенденция отграничиться от окружения. Дом, размещенный на листе на ближнем плане — открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства. Основные детали дома — дверь, окно, стена, крыша, труба. Если какой-то детали нет, то специалист подмечает определенные проблемы во взаимоотношениях с людьми. Какие-то лишние детали — необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства. Это иногда связано с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать конфликты.
– Мы сейчас в школах города раздаем брошюры «Повлияй на свое настроение и улучши его»,– говорит Алия Абдиманаповна. – Школьники должны знать, что психическое здоровье – это то, как они мыслят, что чувствуют и как поступают каждый день. Душевное ощущение влияет на их жизнь, на других людей, окружающих ребенка. В сложных ситуациях мы рекомендуем найти возможность побеседовать с человеком, которому ребенок доверяет. Но нередко самые близкие люди могут его просто не услышать. Тогда ребенок ищет альтернативу для общения.
УЛИЦА ИЛИ «ПАУТИНА»?
Еще лет около 10 лет назад наше время-провождение сложно было представить в «компании» со своим смартфоном. Развлечения делились на встречи с друзьями, походы в кафе и кино, поездки на природу. На сегодняшний день мир сильно изменился. Свое мнение по этому поводу высказывала психолог и тренер Евразийского института практической психологии Марина Анатольевна Тольцман, которая подчеркнула негативную роль Интернета в восприятии молодых людей.
– Почти невозможно представить человека без «социальной» привязки ко «всемирной паутине», – говорит она. – Социальные сети стерли географические границы и объединили миллиарды пользователей. Фейсбук, Вконтакте, Одноклассники, Твиттер – самые посещаемые и популярные социальные сети. Они прочно «вошли» в жизнь почти каждого человека. Сегодня с помощью соцсетей строят бизнес – империи, разрушают стереотипы, формируют вкусы и приоритеты. По силе воздействия на общество они сравнимы с энергией атома. И все бы хорошо, но есть одно «но». Первое, на что хотелось бы обратить внимание – есть такая точка зрения, что смартфоны и социальные сети могут быть опасны для психического здоровья.
Исследования, проведенные учеными университета Сан-Диего, выявили что восьмиклассники использующие смартфоны и большую часть свободного времени проводящие в соцсетях, страдают от депрессии на 27% чаще своих сверстников, менее увлеченных интернетом. А дети, которые используют смартфон более трех часов в день, более склонны к суициду. Дело в том, что использование смартфонов вытесняет другие варианты проведения свободного времени, которые подразумевают большую физическую активность (прогулки, занятия спортом, подвижные игры) и живое общение со сверстниками. Именно теплое, близкое общение является для людей любого возраста одним из главных источников радости, а социальная изоляция известна как один из самых значимых факторов суицидального риска. По словам психолога, смартфоны отнимают время и у сна — многие подростки проводят часы перед сном, читая соцсети, после чего долго не могут заснуть. Недостаток сна вызывает у людей тревожность и депрессию. Во время сна наше бессознательное мышление перерабатывает полученный за день материал. Постоянный недосып отнимает время на переработку информации, а человек начинает жаловаться на ухудшение памяти, рассеянность, снижение настроения и апатию. Разумеется, на вероятность развития депрессии и проявлений суицидального поведения влияет масса факторов, включая генетическую предрасположенность, конфликты в семье, жестокость со стороны родителей или сверстников и многие другие. Второе – это то, что чем больше человек проводит в социальных сетях, тем меньше он ценит семью, мораль и нравственность.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ
Самоубийство – это реакция человека на обстоятельства, в которых жизнь для него стала невозможной. Причины суицида всегда разные, и чаще всего у отдельно взятого индивида имеется их несколько. Но такой поступок – это всегда следствие того, что условия, в которых жил человек, становились все более и более субъективно для него невыносимыми. Подростки всегда дают знать об этом: более 70% из них так или иначе доводят до сведения других людей свои намерения. Сегодня правительством разрабатываются эффективные программы по профилактике суицидов, свою весомую лепту вносят общественные организации, молодежные объединения. Однако, на мой взгляд, самой лучшей профилактикой может стать любовь и внимание родителей, ведь столько разных причин, которые могут подтолкнуть подростка к непоправимому шагу. Нужна помощь и поддержка, искренняя, от всей души. Но когда мы на «разной волне» – нас не слышат. И все логичные, на наш взгляд, аргументы часто оказываются неубедительными для детей и не могут уберечь от трагедии. Предотвратить ее можно только через понимание. Через любовь.
С. ЕШДЖАНОВА