Почему в мегаполисе Шымкент уменьшается количество госмедучреждений?

Мәселе
932 Views

ЗДРАВОЗАХОРОНЕНИЕ?

Почему в мегаполисе Шымкент уменьшается количество госмедучреждений?

Казахстан, испытав в период становления государственности значительный экономический спад, проводит серьезную оптимизацию в социальной сфере, в том числе и в системе здравоохранения. В этих условиях, говорится в государственной программе развития важнейшей социальной отрасли, национальное здравоохранение должно обеспечить поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни граждан наиболее эффективными способами с учетом изменения глобальных и локальных вызовов.

О необходимости оптимизации медицины говорят не первый год. В ее направлении принимаются определенные решения. Медицина, как и сама жизнь не стоит на месте. И мы уже на себе испытали множество научно-технических достижений, внедренных в эту социальную сферу.

Список положительных перемен можно продолжать. Но почему же тогда не уменьшается шквал жалоб на медицину? Уже очевидно, что реформы должны быть направлены не на копирование западного внешнего блеска медицины (там, как известно, совершенно иной уровень достатка у людей), а на то, чтобы навести элементарный порядок в учреждениях медицины. Спора нет, реформы нужны. Но умные, проводимые в интересах народа, а не группы чиновников. Однако на деле мы сталкиваемся с тем, что реформирование проводится бездумно, с нарушением прав медиков и пациентов, и в долгосрочной перспективе неминуемо грозит привести к большим затратам в связи с ухудшением здоровья горожан, вместо запланированной экономии бюджетных средств.

К примеру, возьмем наш родной Шымкент. Как известно, Президент страны Нурсултан Назарбаев поставил перед региональными властями задачу превратить город в третий казахстанский мегаполис. Для доведения численности населения мегаполиса до заветной миллионной отметки и расширения его территориальных границ было принято неординарное решение о присоединении некоторой части аулов к областному центру. А для обеспечения, как писано в государственной программе развития здравоохранения, высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни вчерашних аульчан, а сегодняшних обитателей мегаполиса логично предположить, что с учетом изменения локальных вызовов будет расти сеть медицинских учреждений.

 

ВЕЛИКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ КОЧЕВЬЕ

Но, похоже, местная исполнительная власть с логикой далеко не в приятельских отношениях. И у нее зачастую правая рука не ведает, что творит левая. Иначе как объяснить тот факт, что в мегаполисе стало стремительно уменьшаться количество государственных медицинских учреждений.

Многим из горожан, увы, так хорошо знакомый ЦАХ – центр амбулаторной хирургии – из центра Шымкента перекочевал во вчерашний аул Сайрам и присоединился к вчерашней сельской сайрамской больнице, ныне именуемой первой городской больницей.

Городская инфекционная больница, выполняющая по сути функции областного медучреждения, отныне прекращает самостоятельную деятельность и становится подразделением многопрофильной больницы, которую народ по старинке величает клиникой МКТУ.

А несчастных обитателей наркологического диспансера вместе с обслуживающим персоналом вообще выселили… нет, не за «101 километр», как при СССР, но тоже за черту мегаполиса. Их отправили в Ленгер.

Естественно, что это медицинское кочевье организовано в рамках проводимой оптимизации, призванной реализовать важнейшую цель государственной политики в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан — повышение качества и доступности медицинской помощи. Но насколько в реальности оптимальным вариантом окажется для людей проводимая властями оптимизация? Давайте попробуем разобраться.

 

ВИРУС НЕАДЕКВАТНОСТИ

Одной из основных проблем здравоохранения всегда и везде остаются инфекционные заболевания. По данным ВОЗ, ежегодно 2 млрд людей болеют инфекционными заболеваниями, а умирают от них более 50 млн человек. Около 50 процентов населения проживают в условиях постоянной угрозы. К неблагополучным регионам в разрезе инфекционных заболеваний относится и Южно-Казахстанская область в силу природно-климатических особенностей. В частности, здесь расположен природный очаг конго-крымской геморрагической лихорадки и огромное количество инфицированных клещей, отобранных для лабораторных проб на территории области. В ЮКО, по утверждению медиков, немало особо опасных инфекций. В зимнее время распространена ОРВИ. В этом месяце в СМИ прошла информация о том, что в Алматы зарегистрировано 15 случаев заболевания менингитом. Среди заболевших скончались три человека, в том числе один ребенок. Но и у нас в ЮКО в этом году также было выявлено три случая этого опасного заболевания, два из них с летальным исходом. Скончались двое малышей в возрасте до трех лет.

На памяти у нас и массовое отравление мороженым, случившееся совсем недавно. Тогда в инфекционную больницу массово стали поступать больные с острым кишечным отравлением – всего 61 человек. Ситуация находилась на контроле Министерства здравоохранения РК. Слава Аллаху, обошлось без летальных исходов. Оперативно сработала команда медиков городской инфекционной больницы. Благо есть такая мобильная отдельная служба, именуемая инфекционной больницей. Она имеет свою историю, ей более полувека. Хотя считается городской больницей, но выполняет функции областной. Основная часть пациентов, до 70 процентов – дети, поэтому больницу именуют детской инфекционной. В стационаре – 360 коек. Но медики выезжают, часто в санавиации, в аулы, на дальние чабанские отгоны, оказывают экстренную помощь. И хотя статус у нее городской, она выполняет функции областного медучреждения. Шымкентская городская инфекционная больница стала крупным лечебно-диагностическим и организационно-методическим центром инфекционной службы в регионе.

Во многом этому способствовал самоотверженный труд медиков, работавших и работающих в учреждении.

Но сегодня она преобразована в структурное подразделение многопрофильной больницы (бывшая клиника МКТУ). С какой целью это сделано, остается только гадать. Врач – эксперт больницы Амангельды Шопаевич Шопаев трудится в данной больнице почти 30 лет, прошел едва ли не все должностные ступени. Он убежден: такая оптимизация непременно отрицательно скажется на качестве медицинского обслуживания. Потому что инфекционная служба, тем более в условиях мегаполиса должна быть отдельной со всеми вытекающими.

 

РЕЗАТЬ НЕМЕДЛЕННО!

Вернемся к ЦАХу, который, как мы уже отметили, переехал во вчерашний пригород и стал структурной единицей 1-ой горбольницы в Сайраме. Амбулаторную хирургию медики называют первичным звеном, правым флангом хирургической помощи населению. Ведь к амбулаторному хирургу обращаются множество пациентов с самыми разнообразными проблемами. Подавляющее число пациентов на приеме у амбулаторного хирурга, это страдающие не только травмами, но и различными нагноительными процессами (фурункулы, инфицированные раны, вросшие ногти, удаление новообразований кожи и т. п.). В последнее время поликлиническая хирургия на пике популярности и это оправдано, так как этот вид помощи имеет ряд преимуществ, в том числе быстрое получение хирургического лечения. Вспомните наши скользкие зимы с жутким гололедом, падением, переломами. Их, надо понимать, получают, в основном пешеходы – те, которые, передвигаются не на машине, а «на своих двоих». А теперь представьте, каково травмированному человеку добираться на перевязки в Сайрам, до которого даже еще четко не организован общественный транспорт. На такси, говорите?

А кто у нас, в основном, падает и ломает руки – ноги? Верно, пенсионеры. И дети. Так, много ли они наездят на такси? Так, о какой доступности медицинской помощи населению можно говорить в условиях такой оптимизации?

«Сложившаяся ситуация в нашем здравоохранении близка к фантастической по масштабу и бездумности реорганизации, по пренебрежению правами работающих медиков и здоровьем наших граждан, — уверен Юрий Александрович Колесников, вице – президент Союза промышленников, работодателей и предпринимателей ЮКО, председатель аналогичной городской комиссии, член областной трехсторонней трудовой комиссии. — Оптимизация проводится единоличным решением, непрофессионально, что может привести к непредсказуемым последствиям. Высококвалифицированные медики лишаются работы, а их пациенты — возможности получить качественную и доступную медицинскую помощь. Налицо нарушение Трудового Кодекса РК, когда без работы остаются сокращенные в результате оптимизации опытные профессионалы, внесшие большой вклад в организацию и становление таких замечательных медучреждений, каким является ЦАХ. И это на фоне дефицита медиков в регионе? Без вмешательства на самом высоком уровне местные власти под прикрытием оптимизации разрушат отлаженную систему городского здравоохранения. Сокращение медицинских учреждений объясняют тем, что, якобы, по-другому нельзя выполнить указы Президента. Я считаю такие шаги «оптимизировать» систему здравоохранения ошибочными и имеют коррупционную составляющую. Сдается нам, мы наблюдаем конфликт интересов. Ведь здание ЦАХа и прилегающая к нему территория находится в очень привлекательном месте – в самом центре мегаполиса. Но сейчас ЦАХ отбросили за 20 километров от бывшей границы города. Скорее всего, это сделано для того, чтобы увеличить объем платных медицинских услуг. И, действительно, в случае получения травмы люди вынуждены будут прибегнуть к платной медицине. Но тогда идет нарушение наших конституционных прав, Основного Закона Казахстана, который гарантирует нам получение бесплатных медицинских услуг. Тем более в экстренных случаях. Мы выступаем категорически против этих планов, потому что в таком случае резко снижается доступность и качество медицинской помощи. Многим гражданам платная помощь не по карману. Да, можно оправдать все это кризисом, но в кризис вообще ничего сокращать нельзя: увеличивается число больных, у нас и так прогрессируют хронические заболевания, увеличивается количество психозов, неврозов и всяких суицидальных проявлений. В городе должна быть создана комиссия из представителей законодательной, исполнительной властей, медучреждений, профсоюзов, обществ больных, которая должна оценить, к чему это приведет».

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ВСЕЛЯТЬ ОПТИМИЗМ

Вопиющим, на наш взгляд, является тот факт, что за бортом в результате сокращения ряда медучреждений, оказалось их руководство. Как правило, это высококвалифицированные профессионалы, за плечами которых богатый опыт практической работы. В то же время на недавнем совещании с работниками системы здравоохранения Южного Казахстана, которое провел в Шымкенте премьер-Министр Республики Бахытжан Сагинтаев, поднималась проблема нехватки в самой густонаселенной области Казахстана медицинских специалистов, больниц, поликлиник и родильных домов. Напомним, что основными темами совещания стали вопросы реализации президентской программы по улучшению качества здравоохранения Казахстана. Глава правительства тогда заметил, что для воплощения в реальность послания Президента, необходимо готовить высококвалифицированных врачей. Готовить необходимо, а вот уже готовых выставляем на улицу? И это государственный подход? И еще позволим себе привести цитаты Главы правительства РК, опубликованные в местных СМИ: «Это делается не для показухи перед начальством. Есть ли польза от проводимых нами реформ?.. Мы должны исполнять свои обещания, данные простому народу».

Вспомним и то, что в конце прошлого года народные избранники — депутаты Мажилиса парламента РК — обратились к вице-премьеру РК Ерболату Досаеву с просьбой рассмотреть вопрос приостановления процесса внедрения новых нормативов сети организаций здравоохранения.

«Объединение специализированных центров и диспансеров с многопрофильными клиниками может привести к ослаблению организационно-методической работы. Оптимизация должна быть также оправдана логистически. Необходимо учитывать географические особенности районирования организаций. Если они значительно отдалены друг от друга, то их механическое объединение не приведет к оптимизации лечебного процесса», — указали они в обращении.

Кстати, в соседней России, где проводимая оптимизация здравоохранения, по данным некоторых экспертов, и стала главной причиной роста смертности населения, отрасль предлагают оптимизировать только после публичных слушаний. Так считают российские правозащитники, которые предложили ввести запрет на принятие решений об оптимизации медучреждений без проведения общественных слушаний, а также предусмотреть ответственность чиновников за нарушение этого правила. Как отмечают эксперты, решения по оптимизации чаще всего принимают, не спросив ни одну из заинтересованных сторон: ни граждан, ни медицинских работников, ни различных профсоюзных и экспертных организаций. Так что и там, как у нас, оптимизацию проводят «втихую».

При таком подходе есть опасения, что все болезни население будет вынуждено лечить при помощи программ Елены Малышевой.

Превращение «оптимизации» в процесс ликвидации медучреждений несет в себе риски критической деградации здравоохранения. Без кардинального пересмотра данной модели медицина в обозримом будущем имеет все шансы стать «здравозахоронением», навсегда потеряв возможность приблизиться по качеству к стандартам развитых стран мира.

Речь идет о самом важном – здоровье нации. Главное, чтобы не забывали основной принцип не только врача, но и всех преобразований в здравоохранении – не навреди. В данном случае следует предусмотреть, как отражаются на качестве обслуживания населения новации и изменения в медицине?

Будьте здоровы!

Рамзия ЮНУСОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *