В прошлом неделе в турецкой столице состоялось очень интересное мероприятие – VIII саммит лидеров стран, входящих в Советсотрудничества тюркоязычных стран (Тюркский совет). На первый взгляд, саммиткажется дежурной встречей политиков, которых сейчас так много в этом мире.Однако здесь произошло много интересного, о чем хотелось бы поговоритьпоподробнее.
Прежде всего, нынешний состав сильно отличается своей полнотой. Здесь были собраны первые лица всех независимых тюркоязычных государств. Кроме них, в работе саммита официально принимал участие премьер-министр Венгрии, которая имеет статус наблюдателя в Тюркском совете. Казахстан же на этой встрече был представлен нашим президентом Касым-Жомартом Токаевым.
Девиз VIII саммита является достаточно нейтральным и отстраненным «Зеленые технологии и умные города в цифровую эпоху». Однако не стоит заблуждаться и думать, что столь мощный состав Тюркского Совета собрался обсуждать только вопросы экологии и цифровизации. Судя по сообщениям мировых и турецких СМИ, лидеры тюрков будут решать вопросы дальнейшего развития и общей стратегии Совета. Об этом говорит и изменение названия – с 12 ноября 2021 года Совет будет называться Организацией тюркских государств. Такая перемена говорит о серьезных изменениях статуса организации и стоящих перед ней задач.
До недавнего времени в мире наблюдалась любопытная ситуация. Тюркоязычные народы являются одной из самых многочисленных и распространенных этнических групп на просторах Евразии. Относительно общей численности тюрков существуют разные данные, но наиболее часто встречающаяся оценка – 200 млн. человек.
Вместе с этим до 1991 года в мире имелось только одно независимое тюркское государство – Турция. Еще несколько народов имели статус союзных республик в составе СССР (казахи, узбеки, киргизы, туркмены). После распада Союза число независимых тюркоязычных государств увеличилось. Однако имея столь мощный потенциал, тюркские страны и народы были плохо скоординированы.
Впрочем, с начала XXI века вопросы координации тюркоязычных стран стали постепенно улучшаться. Многочисленные разговоры о необходимости такого сближения перешли к делу уже с 2009 года. Именно в октябре 2009 года в азербайджанском городе Нахичевань состоялась встреча лидеров Турции, Казахстана, Азербайджана и Кыргызстана. Эта встреча завершилась официальным созданием Тюркского Совета.
За прошедшее десятилетие влияние и значение этой организации значительно увеличились. Например, Узбекистан поначалу отказывался от всякого участия в Совете тюрков. Причиной были довольно сложное отношение тогдашнего президента узбеков (И.Каримова) к Турции. Впрочем, после смерти узбекского патриарха и смены руководства, Республика Узбекистан официально вошла в состав организации. Нынешний президент Ш.Мирзиёев в полной мере принимал участие в работе текущего саммита.
Любопытным было отношение к саммиту еще одного тюркоязычного государства – Туркмении. В 2009 году туркмены наотрез отказались от участие в Тюркском Совете. Причиной тогда был назван нейтральный статус Туркменистана, — мол, мы никуда не вмешиваемся и ни к кому не присоединяемся. Однако в этом году Туркменистан по их же просьбе был принят в члены Совета и пока получил статус наблюдателя. Надо думать, что этому сильно способствовало образование талибского государства к югу от туркмен.
О растущем влиянии и серьезном статусе тюркского Совета говорит активное участие в его работе Венгрии. С 2018 года венгры получили статус наблюдателя и в полной мере участвуют в работе. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан так же присутствует на стамбульском саммите.
Вообще, о венграх и их отношении к тюркам можно написать отдельную интересную статью. Если говорить вкратце, то тюрки имеют прямое отношение к этногенезу и формированию венгерской нации. Это подтверждается и данными языковедов, которые зафиксировали мощный тюркский пласт в венгерском языке. Вслушайтесь, например, в звучание следующих венгерских слов «késni» — опаздывать, «alma» — яблоко, «anya» — мать. Больше того, сейчас в венгерском обществе набирает силу тренд, согласно которому многие венгры считают себя потомками тюркских кочевников. Именно поэтому Виктор Орбан, лидер венгерского государства, активно участвует в работе Организации тюркских стран и заинтересован в тесном сотрудничестве.
Наша страна имеет значительный вес и влияние в составе Тюркского совета. Казахстан был одним из четырех учредителей этой организации, и находится в ней с самого 2009 года. Н.Назарбаев, первый президент нашей страны, имеет сейчас статус почетного председателя Тюркского совета, что является признанием его заслуг в деле координации тюркских стран. Любопытно так же и то, что Концепция 2040 о перспективах и целях развития, принятая на нынешнем ноябрьском саммите, была разработана именно по инициативе Н.Назарбаева.
Следует так же понимать, что переименование Тюркского Совета в Организацию тюркских государств является четким и недвусмысленным сигналом для всего мира. Члены саммита фактически заявили о том, что сотрудничество крепнет, и тюркские страны готовы действовать сообща, поддерживая друг друга.
Взаимодействие и поддержка тюркских стран могут давать отличные результаты. Вспомним, как развивался осенний конфликт 2020 года между Арменией и Азербайджаном. В результате военных действий азербайджанские силы смогли вернуть значительную часть Нагорного Карабаха и 7 районов вокруг него, которые до этого были оккупированы армянами.
Успеху Азербайджана способствовала жесткая позиция Турции, которая в лице своего лидера Р.Эрдогана заявила о полной поддержке Баку. Фактически, турецкие лидеры предостерегли третьи силы, которые могли поддержать тогда Армению и вмешаться в конфликт. А решающее слово в войне сказали турецкие дроны «Байрактар», закупленные азербайджанцами. Именно подавляющее превосходство дронов позволили обеспечить азербайджанской армии преимущество в воздухе, и, соответственно, в ходе конфликта.
Любопытен и другой момент. Казахстан является участником Договора о коллективной безопасности, и формальным союзником Армении в рамках этого соглашения. Участником этого договора, который так же известен как «Ташкентский пакт», так же являются Россия, Украина, Кыргызстан и Таджикистан. Однако уже 9 октября 2020 года Токаев довольно жестко заявил о приоритете территориальной целостности над правом наций на самоопределение. В переводе с языка дипломатии это означало, что Казахстан категорично поддерживал Азербайджан, который восстанавливал свою территорию. Не случайно, уже после завершения осенней войны 2020 года, Ильхам Алиев направил Токаеву письмо, в котором поблагодарил Казахстан за поддержку.
Пример карабахского конфликта показывает важность и необходимость взаимной поддержки. Нынешний мир является сложным, и здесь соотношение мирового баланса сил выглядит более запутанным. Если раньше были две идеологические системы, два центра сил – США и СССР, то сейчас такого нет. Нынешний мир слишком хаотичен и непредсказуем, поскольку в нем слишком много центров сил и пересечений их интересов. Дальнейшее развитие Организации тюркских государств может вывести на мировую арену новую политическую силу, которая позволит лучше и эффективнее защищать интересы и безопасность Казахстана, и других стран-собратьев.
Надо так же понимать, что ситуация в нашем регионе сейчас является очень непростой. Положение было сильно дестабилизировано приходом к власти талибов в Афганистане. Движение «Талибан» во многих странах признано террористическим и деструктивным. Появление такого режима может дестабилизировать ситуацию в соседних странах, поскольку талибы известны стремлением к созданию общеисламского эмирата и расширению его границ.
Для Казахстана и наших южных соседей (узбеков, киргизов и туркмен) победа талибов в Афганистане является четким сигналом о необходимости взаимодействия. Нельзя допускать, чтобы идеология талибов, их нетерпимость и стремление воевать проникли в наши страны. Именно здесь важно наладить сотрудничество и взаимодействие. Лучше всего, похоже, это поняли туркмены, которые находятся на самой границе с талибами, и уже изъявили желание сотрудничать с Организацией тюркских государств.
Для нашей страны работа в VIII саммите и дальнейшее развитие Организации может принести значительную пользу. Казахстан расположен в сложном регионе, где пересекаются интересы крупных геополитических игроков – Китая, России, Запада вкупе с США. Очень важно уметь отстаивать свои интересы, сохраняя при этом стабильные паритетные отношения с такими силами. Поэтому дальнейшее развитие Организации тюркских государств, консолидация общей политики и взаимная поддержка участников ОТГ могут принести нашей стране огромную пользу на внешнеполитическом пространстве.
Впрочем, сотрудничество тюркских стран носит не только дипломатический характер. Участники Организации активно решают вопросы экономического и культурного взаимодействия. Например, в прошлом году был проведен внеочередной чрезвычайный саммит, посвященной борьбе с коронавирусом. Главы стран провели совещание в онлайн формате, где решали вопросы взаимодействия и взаимопомощи для совместной борьбы с эпидемией. Или другой пример – на третьем саммите 2013 года тюркские страны решали проблемы, связанные с грузоперевозками через территории друг друга. На пятом саммите 2015 года страны обсудили сотрудничество в области медиа – по сути, вопросы общей информационной политике.
Сейчас же, как мы видим, главы тюркских стран на VIII стамбульском саммите решают более глобальные задачи. Тюркский Совет был официально переименован 12 ноября в Организацию тюркских государств – и это говорит о многом. На этом саммите страны приняли и утвердили Концепцию тюркского мира, заявив о готовности и дальше развивать политическое сотрудничество, расширять торговлю и экономические связи. Конечно же, такое развитие принесет пользу и нашей стране.
М. ТУРАДИЛОВ,
кандидат исторических наук