В ПОИСКАХ ИСТИНЫ. БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Қоғам
633 Views

Безработица, проблемы личного плана, несправедливость, неумение найти себя в современном мире – лишь несколько причин, побуждающих молодежь искать свои ответы на вопросы. Как важнов такой момент найти людей, которые помогут им разобраться в себе – такова точка зрения Далелхана Конырбайулы Оспанова, и.о. директора Центра исследования проблем религии» Управления внутренней политики города Шымкент.

НЕ ВИРТУАЛЬНАЯ, А РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

– Изменения, произошедшие в жизни молодежи, государственной политике в области религии вызвали лавинообразный рост интереса молодежи к религии, – говорит он. – Ответы на животрепещущие вопросы, они стремятся найти у священнослужителей – в лучшем случае. Иногда поддержку они находят в социальных сетях, где в свои ловушки их заманивают экстремистские организации. Вербовка казахстанцев в свои ряды – это уже не виртуальная угроза, а жестокая реальность. Сотни молодых людей обращаются к интернет-сайтам сомнительного характера или интернет-страницам в попытках получить религиозное образование или восполнить религиозные знания. А там они подвергаются идеологической обработке со стороны лжепроповедников, целью которых является искажение сознания личности, формирование определенных ценностных установок и окончательное вовлечение в ряды террористов.

Теолог Далелхан Конырбайулы уверен, что молодежь сегодня оказывается «по ту сторону баррикад» по разным причинам. Именно на них делают ставку экстремисты. Молодежь – это социальный субъект, заключающий в себе огромный интеллектуальный потенциал, инновационную силу, особые способности, инициативы, активность. Это наиболее здоровая физически часть населения, в то же время в силу своих возрастных рамок наиболее уязвимая вследствие своего становления во всех сферах жизни и деятельности. По мере того, как развивается молодой человек, постепенно происходит ломка ценностных ориентиров и формируются новые социальные качества и отношения.

По словам моего собеседника, в основном жертвами вербовщиков становятся по причине религиозной неграмотности. Это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая должна решаться в общегосударственных масштабах. От того, каков уровень религиозного образования граждан, зависит духовное здоровье нации, сохранность таких институтов как семья, трудовой коллектив, гражданское общество. Характерным показателем высокой степени религиозной безграмотности является вовлеченность большого числа граждан в деятельность различных сект и экстремистских течений.

ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ

– Наш Центр был организован для повышения религиозной грамотности путем проведения информационно-разъяснительных мероприятий среди населения, а также оказания помощи гражданам по вопросам, касающимся религиозной сферы, и оказания психологической и правовой помощи пострадавшим от деструктивной религиозной деятельности, – делится своим мнением уже заместитель директора Центра Аружан Абдазимовна Атымтаева. – Мы часто бываем в школах, вузах и колледжах, чтобы просветить молодежь и они могли бы различать религиозные течения. Например, вахаббисты, приверженцы «Таблиги джамаат» опасны тем, что вызывают в обществе нестабильность и сеют антиидеологию. Прежде всего, они выступают против постулатов Корана, создавая дестабилизацию».

Так, например, такфиристы считают, если человек не читает намаз – он не мусульманин, а кяфир, причем таковыми могут стать даже его близкие люди, родители, которых согласно их воззрениям, можно убить, забрать у них имущество. Такфиристы выступают против государственной власти, не проявляют толерантности к людям иной веры. Сторонники течения «Хизб ут-тахрир» позиционируют себя, как партия освобождения и призывают установить халифат во всем мире насильственными методами, что противоречит основным исламским постулатам. Представители же салафизма выступают против светскости и светского государства и не поддерживают законную государственную власть. Важнейшим элементом идеологии салафизма является также представление о джихаде только в одном его значении – вооружённой борьбы за свержение всякого светского государства и создание исламского государства. Для представителей указанных течений также характерно неприятие национальных и культурных традиций казахского народа и стремление жить по шариату в его «изначальном» виде.

Часто к сотрудникам Центра обращаются родители молодых людей, которые, уйдя с головой в иную веру, отращивают бороды или укорачивают брюки. Но для родных страшнее факт, когда они отдаляются от своих родных, перестают им сопереживать, не навещают их, живут в своем мире и исключительно собственными интересами.

КОГДА ЗНАНИЕ – ВЕЛИКАЯ СИЛА

Правительство Казахстана утвердило новую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы, которая ставит во главу угла недопущение использования религии в деструктивных целях. По словам А. Атымтаевой, поэтому одно из важнейших направлений работы Центра – информационная. С каждым молодым человеком они должны найти точки соприкосновения, чтобы помочь им выйти из религиозного ступора.

В целях обеспечения религиозной стабильности в южном регионе страны сотрудники «Центра исследования проблем религий» занимаются выпуском специальной литературы и методических пособий, в которых рассказывается об опасности терроризма, религиозного экстремизма, влиянии нетрадиционных религиозных течений и сект. Организованы также группы, в состав которых вошли психологи, работники акимата, священнослужители. Мобильные группы встречаются с учащимися школ, колледжей и вузов, чтобы они не стали жертвами вербовки экстремистских организаций. Также был проведен социологический опрос, чтобы определить особо опасные зоны, где может проводиться вербовка потенциальных членов организации. Работники Центра определили, что сторонники экстремистских течений «работают» в основном на рынках, а также в нескольких мечетях города, где особенно многолюдно. Посредством соцопроса они также выявили проблемы молодежи и формы выражения.

Примечательная деталь – сторонниками деструктивных течений сегодня становится молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Многие из них не знают истинного предназначения религии и не могут «фильтровать» полученную информацию. Как видно из практики, вера без знаний может стать фанатичной. Нередко родители жалуются на то, что обуреваемые религиозным чувством неофиты отказывались общаться с собственными родителями, порывали родственные связи, и даже отказывались прислушиваться к мнению имамов, пытавшихся донести до них правду.

– Был случай, когда в Центр обратилась женщина, дочь которой вышла замуж за салафита, – говорит Далелхан Конырбайулы. – Ее дочь не называла места, где они проживали с семьей, не показывала родителям внуков. Со временем аналогичные случаи завершаются полным отчуждением от родных людей, потому что салафиты искренне считают тех, кто не с ними «кяфирами», отрицают национальные ценности, общественной строй. В отдельных случаях такое мировоззрение может подтолкнуть даже к убийству тех, кто не разделяет их взгляды. Каждый верующий должен знать свою религию и уметь ее обосновать, чтобы каждому слушающему дать исчерпывающий ответ.

– Мы должны элементарно понимать то, во что мы верим, – убежден он. – То есть, если мы этого не понимаем, разве можем верить? Мы просто будем слепо идти за кем-то. В этом плане роль «учителей», просветителей могли бы сыграть местные имамы.

ГРАНТ АКИМА – САМЫМ ДОСТОЙНЫМ

В Шымкенте сегодня существуют 104 мечети. По словам и.о. руководителя Центра, он не может назвать всех имамов достаточно квалифицированными и грамотными. Только считанные из них имеют специальное высшее образование и имеют широкий кругозор. В данный момент разработан пятилетний план, согласно которому в крупные и многолюдные мечети будут привлекаться самые грамотные имамы.

– Думаю, что соответствующее обучение священнослужителей следует начинать с медресе, – делится Д.Оспанов. – Сегодня в Шымкенте функционирует лишь одно медресе. Со стороны акимата будут выделяться специальные гранты для обучения в вузах будущих религиозных наставников. После получения образования мы направим их на работу в районы, где имеются вышеназванные проблемы. Для них также предусмотрено обучение в магистратуре и докторантуре. Прежде чем убедить кого-то в ошибочности его суждений, мы сами должны быть всесторонне развитыми. Современный верующий мусульманин, а тем более теолог, религиовед должен быть эрудированным человеком, иметь глубокие знания по множеству направлений. И это оправданно на практике. Роль религии в современном мире неоспорима, потому что религиозные ценности способны духовно, нравственно, своим созидательным началом ускорить экономическую, политическую и социальную модернизацию, укрепить и поддержать человека в эпоху перемен. (К слову, сам Д. Оспанов закончил за границей бакалавриат по специальности « религиоведение», магистратуру и имеет богатый профессиональный опыт). В беседе мы никогда не спорим с оппонентами, но стараемся найти мотивы, которые волнуют человека. Кроме того, знание Корана, его аятов и хадисов, умение говорить на одном языке с ним, зачастую меняют его первичное мировоззрение.

БОРЬБА С … САМИМ СОБОЙ

Нередко оппоненты используют слово «джихад», который должен совершать каждый мусульманин, подразумевая при этом «священную войну» с теми, «кто не с ними». Ее ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Нередко за этим можно проследить агрессию, непримиримость, неприкрытую ненависть.

– Однако говоря языком Корана можно понять, что «джихад» вовсе не означает убийства или истребление «неверных». Первое и самое правильное толкование слова означает …борьбу с самим собой и со своими страстями и пороками, второе – это поиск знаний, третье – это стремление к труду. Если сделал доброе дело, вырыл, например, колодец, совершил добрый поступок, благоустроил жизнь своих родителей – это тоже считается джихадом. Это священная война, которую ведет

мусульманин с дьяволом, с собственными чертами характера как леность, злословие и т.д. Брать оружие в руки можно только в том случае, когда надо защищать Родину, свое Отечество. Однако экстремисты, «забыв» о позитивной стороне «джихада» используют только одно толкование, касающееся оружия в руках. Когда спрашиваешь у людей, кто отправился на «священную войну» в чужую страну, то они отвечают, что посмотрели видеоролик в Ютубе, который чаще всего бывает сфальсифицированным. Итогом становятся разочарование и чувство пустоты.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодые люди, не способные критически подойти к содержанию публикаций в средствах массовой информации и ввиду отсутствия жизненного опыта, могут оказаться наиболее подверженными этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

О СТАТИСТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО

Как сообщает «Казахстанская правда», в стране на конец ушедшего года, 656 человек осуждены за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Это озвучила руководитель программы Управления ООН по наркотикам и преступности Вера Ткаченко. «…Стоит отметить, что пожизненно за терроризм заключено 32 человека. Самому молодому заключенному за терроризм 17 лет, самому взрослому – 48. Наряду с мужчинами 13 женщин в нашей стране сидят в местах лишения свободы за терроризм и экстремизм».

И еще…Сайт Генпрокуратуры РК создал раздел, где пользователи могут сообщать о проявлениях экстремизма и терроризма. Для этого надо заполнить специальный бланк и приложить соответствующие материалы.

Светлана ЕШДЖАНОВА

БЕЙТЕ В КОЛОКОЛА!

Начну с того, что многим кажется – опасность в виде экстремизма им уж точно не угрожает. Ведь на самом деле явных экстремистов никто не видел. Но по рассказам моей знакомой, несколько лет назад ее сын едва не попал под их влияние. При этом молодой человек – сильный, умный и общительный – просто пошел записаться на …языковые курсы. Только родительская бдительность помогла парню избавиться от назойливого преподавателя, который вместо иностранного языка стал с ним беседовать на совсем другие темы, отнюдь не учебного плана.

Итак, как распознать, что молодые люди в беде? Сайт sputniknews.kz советует – «бейте в колокола», если у вашего ребенка: – изменились привычки. Что же должно насторожить родителей. Он:

– Много времени уделяет чтению религиозных книг и молитвенных текстов; – Изменились интере-сы. Он мень-ше интересуется семейными делами, стано-вится равнодушным к семейным проблемам.

– Изменилось поведение. Неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные и привычные вещи.

– Изменились взгляды. Эмоционально и агрессивно реагирует на суждения и мнения окружающих людей по теологическим вопросам. Старается в качестве истинно верной навязать свою точку зрения;

– Изменился образ жизни. Несмотря на то, что общение с друзьями и коллегами по работе ограничено, появилось множество телефонных звонков, писем, происходит увеличение количества встреч в неделю (собраний, семинаров и пр.).

– Возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой;

– Изменились денежные траты. Происходит неоправданное увеличение денежных затрат, карманных расходов (у детей).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *