Аутизм у детей – болезнь, связанная с нарушением развития определенных психических функций, которая проявляется различными трудностями в социальном взаимодействии ребенка с окружающим миром, навязчивыми двигательными привычками и другими состояниями. Чаще всего заболевание диагностируют у малышей до 3–4 лет, но первые признаки отклонений в некоторых случаях можно заметить уже на первом году жизни.
В последние десятилетия число малышей с расстройством аутического спектра (РАС) значительно увеличилось.
Более склонны к расстройству аутического спектра мальчики: они сталкиваются с заболеванием в общей сложности в два-три раза чаще, чем девочки.
Причинами развития аутизма у детей считаются:
- структурные нарушения в головном мозге, проявляющиеся несоразмерным созреванием, диспропорцией определенных отделов, например, лобной доли, мозжечка;
- функциональные расстройства головного мозга, сопряженные с дефицитом внимания, ухудшением памяти, нарушениями разговорной функции и т.д.;
- сбои биохимических процессов, при которых наблюдается повышенная выработка одних веществ и недостаточный синтез других (в частности, в ходе исследований выявлено, что у детей с расстройствами аутического спектра имеется повышенный уровень серотонина, в то время как белки и глютен организмом не усваиваются или усваиваются плохо).
Факторы, которые могут увеличить вероятность развития детского аутизма на фоне наличия гена предрасположенности и других основных причин, являются:
- тяжелые роды, протекавшие с осложнениями, гипоксией плода, маточными кровотечением и т.д.;
- инфекции, перенесенные ребенком во время внутриутробного периода развития;
- гестационный диабет беременных;
- нерациональное использование противоэпилептических препаратов во время беременности;
- депрессивные состояния будущей матери и другие психиатрические заболевания;
- наркотическая зависимость родительницы.
Первыми признаками аутизма у детей в раннем возрасте становятся:
- отказ от тактильных контактов – ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку;
- пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
- резкая реакция на громкие звуки;
- равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
- безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.
По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:
- отсутствие речи в возрасте 1,5–3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
- эхолалия – неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком;
- персеверация – «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает;
- отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения;
- трудности с восприятием эмоций других людей: дети с аутизмом не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония;
- отсутствие реакции на собственное имя;
- нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми;
- отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах;
- истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т.д.;
- беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.
Ребята-аутисты предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.
Диагноз выставляется на основании длительного наблюдения за ребенком с признаками аутизма, при этом оценивается степень выраженности классической триады заболевания:
- дефицита социального взаимодействия;
- отсутствие или недостатка коммуникативных навыков;
- стереотипного поведения (навязчивые движения, привычки и т.д.).
Коррекция аутизма у детей
Излечению патология не поддается, и препаратов, способных полностью нормализовать поведение аутиста, не существует. В настоящее время используется комплексная терапия, включающая в себя целый перечень специализированных мероприятий, помогающих детям с различными формами РАС.
Она предполагает следующие направления:
- психологическую поддержку, целью которой является социальная адаптация ребенка, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром, проработку проблем с коммуникацией и распознаванием эмоционального состояния других людей;
- педагогическое обучение, направленное на пополнение словарного запаса, развитие навыков использования различных инструментов разговорной речи, формирование абстрактного мышления;
- прививание навыков самообслуживания, которые необходимы детям-аутистам для комфортного и безопасного нахождения в социуме;
- медикаментозная поддержка, нацеленная на коррекцию определенных поведенческих отклонений, в частности, немотивированной агрессии, повышенной тревожности, мнительности, синдрома навязчивых движений, нарушений сна, истерик и т.д.
В рамках коррекции могут использоваться игровая и трудовая терапии, индивидуальные и групповые занятия с психологами, логопедами, педагогами. Родителям таких детей рекомендовано проводить домашнее обучение или перевод в специализированные классы/школы, в которых работают педагоги и психологи, умеющие взаимодействовать с воспитанниками с РАС.
Согласно приложению 2 приказа Министра труда и соц. защиты РК от 27.10.2021 г. № 397 дети с д/зом: «Аутизм», проходит освидетельствования в проактивном заочном оказании государственной услуги. «Установление инвалидности и/или степень утраты трудоспособности и/или определения необходимых мер социальной защиты». При этом пациент проходит динамическое наблюдение, комплекс диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, данные о которых вносится медицинскими работниками в информационной системы медицинских организаций содержащие сведения о состояния здоровья пациента, инвалида.
В последующем обезличенные документы направляется экстерриториальным экспертом, которые выносят экспертное решения. Положительные стороны заочного освидетельствования является то что больным не нужно собирать множество документов, стоять в очереди, отсутствие коррупционных действий.
Главные специалисты МСЭ №10
Кустанбаев М.А.
Есбергенова А.Х.
Департамент Комитета труда и
социальной защиты по Туркестанской области