«НАС ПОЗНАКОМИЛ И ПОДРУЖИЛ ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ…»

Таным Тұлға
1 120 Views

(Джамбул Джабаев и великий историк Л.Н. Гумилев)

Еще в юношеские годы, собирая исторические материалы для своей задуманной книги «Древние болгаро-чуваши», я сделал подборку высказываний великих ученых, просветителей и политических деятелей о нашем народе. В числе таких материалов был и материал о беседе И.В. Сталина с Югославской делегацией после 2-ой мировой войны. Иосиф Виссарионович, желая получше узнать о народах, населяющих Югославию, спросил: «Каковы албанцы? Как они себя видят в составе Югославии?»

Посол ответил: «Албанцы – очень храбрые и преданные люди».

На это Сталин сказал: «У нас такими являются чуваши. Русские цари брали их в личную охрану…»

Эти слова Сталина меня очень заинтересовали.

Но никаких подкрепляющих материалов ко всему этому не было. Но такие добрые высказывания руководителя СССР И.В. Сталина о нашем народе мне запомнились. Я верил, что подкрепляющие эти слова материалы я когда-нибудь найду.

После многих лет, когда я уже стал членом Союза писателей СССР, автором нескольких исторических романов и исследований по культуре и традиции нашего народа, меня пригласили в Москву, на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького. Обучаясь там, мы решили совершить путешествие в Ленинград. И вот мы в Ленинграде. Прежде всего надо побывать в Зимнем Дворце. После экскурсий по Зимнему Дворцу, в сопровождении экскурсовода, которую звали Оксаной Юрьевной, все мы вышли на площадь.

— А дальше вы можете совершить пешую прогулку по центру города, — говорит Оксана Юрьевна. — Лучше всего вам пройти по Чебоксарскому переулку и выйти на Невский проспект.

И рукой показывает куда идти.

Я удивился, что переулок называется по имени столицы нашей Чувашской Республики. Не стерпел, спросил, почему он так называется?

— Там жила личная охрана царей, которую набирали из чуваш. Потому что чуваши – храбрые и преданные люди, — сказала она, тем самым подтвердив слова И.С. Сталина, которые многие годы не давали мне покоя, требуя подтверждающие факты. Вот почему я до сегодняшнего дня помню, как зовут и величают эту красавицу-экскуровода.

Поговорив немного на эту тему с Оксаной Юрьевной, я, в отрыве от других писателей, пошел в сторону переулка Чебоксарский. Это же для меня целое открытие!..

Вот я уже на переулке Чебоксарский. На длинной скамейке сидит одинокий пожилой мужчина. Видя его, мне тоже захотелось посидеть на переулке Чебоксарской. Я подсел рядом с ним.

Мужчина читал какую-то книгу.

— Вот ведь как правильно выражается старый акын! – вдруг проговорил этот мужчина и хлопнул рукой по своей книге. – Настоящий мудрец! Настоящий сказитель!.. Ленинградцы, дети мои!.. Да, конечно, дети для девяностолетнего старца…

Мужчина посмотрел на меня и продолжил: — Я вот читаю стихи казахского аксакала Джамбула Джабаева. Правильно обращается он к ленинградцам – Ленинградцы, дети мои. Это в годы войны, когда Ленинград был в осаде. Мудро, мудро он высказался – Ленинградцы, дети мои… Согласны?

— Согласен, — сказал я. – Эти стихи мы читали в школе. Учили наизусть.

— А вы, часом, откуда? – уже с интересом обратился ко мне мужчина. – Вижу, не русский. Небольшой акцент чувствуется.

— Я из Чебоксары, — сказал я. – Вот решил немного посидеть на переулке Чебоксарской.

— Чуваш? – Заинтересованно спросил мужчина.

— Чуваш.

— Чуваши-древние тюрки, как и казахи, — сказал мой собеседник. – Чем занимаетесь?

Я вкратце рассказал о себе, мол писатель, историей интересуюсь.

— Боже! – удивленно воскликнул мой собеседник. – Писатель и историк. Я тоже писатель и историк, вернее – историк и писатель, Гумилев Лев Николаевич!

Так неожиданно-негаданно состоялось мое знакомство с великим историком, замечательным тюркологом, книги которого мы, молодые писатели, все литераторы, вся интеллигенция с восхищением читали в те годы. Его книги «Хазары», «Древние тюрки», «История центральной Азии до монгольского периода», «Хунну» и другие были в те годы у всех на устах. И с таким великим ученым так неожиданно, так просто познакомился в 1970 году на переулке Чебоксарский в Ленинграде.

С тех пор много раз встречались мы Львом Николаевичем – и в Ленинграде, и в Москве. Беседы с ним вдохновляли меня на поиски исторических материалов по древности родного моего народа, укрепляя мысли, что я должен написать не только книгу «Древние болгаро-чуваши», но и другие, такие, как «Древние чувашские боги и герои», «Чуваши – потомки волжских болгар», «Стяги незабытых предков», «Знаменитые русские фамилии Болгаро-чувашского происхождения», «Очерки по истории Волжской Болгарии», «Зов из глубины веков» и другие. В ходе работы над своими исследованиями я всегда вспоминал встречи и беседы с Л.Н. Гумилевым, помнил, что познакомил и подружил нас великий казахский акын Джамбул Джабаев.

Ведь все в мире происходит не просто так. Видимо, Всевышнему надо было, чтобы я, будучи в Ленинграде, посетил переулок Чебоксарский, чтобы удостовериться в правдивости слов И.В. Сталина, в правдивости того, что чуваши составляли костяк охраны царей Российской империи. Всевышнему надо было, чтобы меня, молодого историка, познакомить на переулке Чебоксарский с прославленным историком Л.Н. Гумилевым через посредство старейшего казахского акына Джамбула Джабаева…

Последний раз встретились мы с Львом Николаевичем в Москве в 1989 году. Это было в Центральном Доме литераторов. Помню, мы подсели в ресторанном зале к прижатому к стену столу. Сидели друг против друга, пьем чай и тихо беседуем. Вдруг меня что-то потянуло к длинным тирадам. Лев Николаевич внимательно посмотрел на меня и сказал:

— Послушайте, мой молодой друг, я уже стар. И у меня много чего рассказать молодым. Давайте сделаем так. Сегодня я буду говорить, а вы послушайте.

И повел длинный-длинный разговор о древних предках тюркских народов, о которых, может быть, он не успеет написать. В основном речь шла о древних гуннах, прямыми потомками которых являемся мы, чуваши, и наши прямые братья, казахи.

Работая над своими историческими исследованиями, я всегда вспоминал этот последний разговор с ним, с великим и мудрым историком. Вот почему я считаю себя учеником Л.Н. Гумилева.

Прощаясь, Лев Николаевич, пожал мне руку и сказал:

— Помни, нас познакомил и подружил Джамбул Джабаев. Помнишь его слова «Ленинградцы, дети мои!..» Так мог сказать только прямой потомок древних гуннов, сын великих степей, то есть, настоящий казах… А монгол … нет, не мог бы так сказать. Монгол… монгол он только племянник гуннов от седьмого, нет… от восьмого колена.

Его в те годы беспокоило то, что некоторые пытаются приписать монголов к прямым потомкам гуннов.

И он ушел. Я все это хорошо помню, как будто все это происходило вчера. Больше мы с ним уже не смогли встречаться. Л.Н. Гумилев умер через три года, 15 июня 1992 года.

… Спасибо, Лев Николаевич!.. Спасибо, наш великий предок, Джамбул-асатте!.. Я знаю в 2021 году исполняется 175 лет со дня твоего рождения. Ты пришел в мир людей, чтобы творить добро, познакомить нас с теми, в ком мы нуждаемся; поддерживать тех, кто любит свой народ и своих предков. Спасибо тебе! Ты воистину великий мудрец!.. Ты умел видеть будущее и всегда творил добро.

Спасибо тебе, великий асатте!..

Михаил Николаевич ЮХМА,

Народный писатель Чувашии, академик, почетный профессор

Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова и Таразского государственного университета им. Дулати

Россия

12.12.2020.

г. Чебоксары,

Чувашская Республика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *