Для казахов Наурыз – это все равно, что Новый год. Люди верят, что, как встретишь его, так и проведешь. В Казахстане Новый год и Наурыз всегда празднуются простыми людьми с особым настроением, с размахом.
КТО ПРОТИВ?
Но часть казахстанцев давно высказывается за то, чтобы перестать уделять так много внимания новогоднему торжеству и принять Наурыз как единственно возможный Новый год. В Казнете спорят о том, должны ли казахстанцы отмечать Новый год. Причем этому вопросу придается почти сакральное значение. Тех, кто готовится к праздничному застолью, обвиняют в греховности, и в том, что они предают ни много ни мало — свою веру. Казахстанцы не должны отмечать Новый год, так как для мусульман его приход связан с днем весеннего равноденствия, а 31 декабря от лукавого, утверждают некоторые пользователи Казнета.
Они призывают не садиться 31 декабря за праздничный стол и не наряжать елок, а начать готовиться к «истинному приходу нового года» весной. В подтверждение приводят пример, что в Саудовской Аравии Новый год официально запрещен. В Израиле тоже это рабочий день. В Иране начало нового года отмечается в первый день весны, по грегорианскому календарю он приходится на 22 марта.
Интересно, пишет Интернет, что 17% казахстанцев не признают Новый Год праздником, а более 70% не представляют этот день без деда Мороза и Снегурочки. А, к примеру, муфтият Таджикистана называет харамом (грех) отмечать этот праздник. А в соседнем Узбекистане, с 2012 года деда Мороза и Снегурочку даже не показывают по телевизору. Народ призвали отмечать Наурыз как Новый год, а с 2010 года вступил закон по этому поводу. Действительно, в последние годы и в Узбекистане, и в Таджикистане Новый год подвергся частичной обструкции.
30 декабря 2011 года главный муфтий Таджикистана Сайидмукаррам Абдукодирзода призвал правоверных мусульман отказаться от празднования якобы христианского Нового года. «Мусульмане должны придерживаться своих обычаев. Украшение новогодней елки, танцы, игры не являются частью нашей культуры. Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков», – сказал он. Результат не заставил себя ждать уже год спустя.
Сегодня такая же тенденция наблюдается и в Казахстане, а сомнительные призывы набирают обороты.
ВО ВСЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА
Президент общественного фонда Liberty Галым Агелеуов заметил, что часть мусульманского общества Казахстана придерживается жёстких позиций по отношению ко всему иному: образу жизни, обрядам и традициям, мыслям. Для них главное — узнавание своего, что они приняли на веру, как своё устойчивое мировоззрение. Комплиментарный мир для них неприемлем.
Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев отметил, что является сторонником объективистcкого подхода и видит в обозначенной тенденции проявление как негативных, так и позитивных процессов в нашем обществе.
«Первое — «цивилизационный ожог», разочарование масс нерешением социальных проблем. Это наблюдается сейчас и в России, и в арабском мире, и в казахском обществе. Это отражается и на отношении к праздникам, и всему, что увеличивает дистанцию между людьми. Позитивные моменты. Растет значение наших традиционных праздников. Думаю, что каждый из них займет свое место. Новый год празднуется во всем мире, не только в христианском. И у каждой культуры есть свой новогодний праздник. Но это не отменяет глобального Нового года», — заметил г-н Ергалиев.
А ЧТО ПЛОХОГО В ПРАЗДНИКАХ?
Блогер Бота Жуманова считает, что в реальности радикальные призывы к отказу от Нового года не имеют ничего общего с Исламом, просто некоторые группы и люди пытаются завернуть свои цели в исламскую оболочку. Это может находить отзыв у людей, которые слабо представляют себе ценности мусульманской религии.
«Слыша такие призывы, все больше понимаешь ценность культуры Казахстана. Мы празднуем Рождество, Новый год, Наурыз, и относиться к этому нужно так же как к нашей многонациональной кухне. Мы можем есть английский завтрак, борщ, лагман — и все это в течение одного дня. Точно также в культурном аспекте. Чем больше мы вбираем в себя понимание различных культур, тем богаче становимся. Новый год — это призрак советского прошлого и до 80% нашего населения родились и жили при Советском Союзе. Бессмысленно это отвергать. А людям, у которых нет позитивных целей, всегда хочется найти «врага», против которого можно ополчиться. Это же легче, чем созидать и делать что-то хорошее, а «елка»- то ничем ответить не может», — отметила она.
Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков заметил, что, действительно, во многих мусульманских странах празднование Нового года даже преследуется законом. С точки зрения ислама празднование Нового года не является греховным деянием. По крайней мере, в Священном Коране об этом не упоминается, сказал он.
«Однако очень часто мы сталкиваемся с субъективной, тенденциозной трактовкой священного писания. В последнее время довольно часто можно слышать протесты отдельных мусульман против празднования Нового года, впрочем, как и многих других памятных дат. Особую ярость фанатиков вызывают Хэллоуин и день Святого Валентина. На мой взгляд, это является признаком нарастания ортодоксальных настроений среди верующих. В определённой степени вину можно возложить и на официальное духовенство, демонстрирующего неспособность дать идеологический отпор адептам экстремистского ислама», — сказал он.
ГОДУ — НАЧАЛО, А ЗИМЕ — СЕРЕДИНА
Напомним, что Новый год — один из самых древних праздников. Люди на разных континентах отмечали очередной виток Земли вокруг Солнца задолго до того, как вообще узнали о вращении планет. Ученые считают, что празднование Нового года зародилось вместе с появлением месопотамского календаря, около III тысячелетия до н.э.
ПРАЗДНИК СОЛНЦА И ТЕПЛА
А история праздника Наурыз ведет свое начало еще со времен зороастризма, когда люди поклонялись солнцу, огню и другим природным явлениям. Говорят, что праздник зародился в обширных провинциях Древней Персии – Согдиане и Бактрии. На городских площадях ставили каменный кубический жертвенник. Под сопровождение музыкантов и певчих к жертвеннику подводили старого жреца, который бросал в огонь заранее приготовленные ветки. Растения трещали, клубился дым, жрец выливал в пламя две чаши вина и масла, отчего огонь вспыхивал с новой силой. Читая молитвы, бактрийцы призывали богов уничтожить все злое и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. Земля вслед за этим одевалась в зеленый наряд, отступал холод, таяли снега и вырастали подснежники.
С тех давних времен день весеннего равноденствия ассоциируется с приходом тепла. Восточные гении Махмуд аль-Кашгари, Абу Рейхан аль-Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям после себя оставили множество произведений о праздновании Наурыза.
У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения этого праздника. Главная идея – встреча весны после тяжелой зимовки. Это праздник единства. У казахов есть свои легенды, связанные с Наурызом. Согласно одной из них, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит Кыдыр-ата, который несет в дом счастье, достаток и благополучие.
Для кочевников огромное значение имела смена сезонов года, среди которых самым тяжелым была, конечно, зима, на которую каждые пять-шесть лет приходился массовый голод – джут. Любой выход из зимы, когда выживали люди и скот, уже считался большой удачей и признаком благополучия. А потому встреча Наурыза сопровождалась приготовлением всевозможных блюд, проводились различные ритуалы и обряды. Обязательным пожеланием на Наурыз считались как в древности, так и сейчас, слова «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» – традиционные пожелания изобилия и достатка.
В Казахстане судьба праздника Наурыз была непростой. Советская власть долгое время искореняла все национальное, традиции причислялись к анахронизмам и пережиткам. Официальное признание Наурыз приобрел лишь 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны Наурыз мейрамы». Президент Нурсултан Назарбаев объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем. С этого времени началось его широкое празднование по всей республике.
На улицах и площадях в этот день царит праздничная атмосфера. Повсюду организуются массовые гуляния и концерты. Устанавливаются юрты и качели «алтыбакан». Ремесленники делятся секретами мастерства, а рядом на открытых площадках желающие могут поучаствовать в национальных спортивных играх, показать свою силу и выносливость в қазақ күресі (казахская борьба), арқан тартыс (перетягивание каната), поднятии гирь, асық ату (игра в асыки) или армрестлинге. Акыны (поэты-импровизаторы) состязаются в острословии, не обходится праздник и без конных игр – кыз-куу и байга.
По закону «О праздниках» казахстанцы отмечают Наурыз на протяжении трех дней, с 21 по 23 марта. Наурыз құтты болсын!
А ЧТО ОТМЕЧАЕТ НАРОД?
В заключение мы хотели бы поделиться результатами проведенного опроса на тему: Наурыз VS Новый год: что отмечать?
Сауле, 59 лет: Новый год не праздную уже несколько лет. Наурыз отмечаем в кругу семьи. Новый год, на мой взгляд, не казахский праздник, который вдобавок отнимает лавры символа истинного нового года у Наурыза. И для нашей семьи отсчет нового года начинается именно 22 марта.
Амина, 50 лет: мне сложно выбрать, какой из этих праздников важнее. Новый год для меня — олицетворение детской магии, а Наурыз — символ обновления и таяния снега. Мы всегда праздновали оба этих праздника. И дети мои вместе с внуками обожают и мандарины на Новый год, и баурсаки на Наурыз. Это как выбирать, кого ты больше любишь — маму или папу.
Алтынай, 21 год: сильнее люблю и жду Новый год, но бабушка и дедушка, воспитывающие меня, призывают серьезнее относиться к Наурызу. Мне нравится, когда ажека жарит мне бауырсаки на Наурыз и надевает свои красивейшие казахские украшения. Но ощущения праздника у меня в этот день нет — ничего не могу с собой поделать. А вот Новый год жду как ребенок, всегда ожидание чуда».
Нуржан, 33 года: Новый год не люблю. Это детский же праздник, он только для малышей. Дед Мороз вокруг елки, Снегурочка — взрослым зачем эти сказки? Вообще я за то, чтобы в Казахстане не праздновали его с таким размахом. У нас ведь есть Наурыз, можно развить мысль и сделать его масштабнее. Новый год, как и день святого Валентина, должны быть просто номинальными датами: если кто-то хочет просто у себя дома отметить — пусть.
ПРАЗДНИКИ ОТ ПРИРОДЫ И ПРАЗДНИКИ ОТ ЛЮДЕЙ
Опрошенные нами эксперты вообще не советуют сравнивать эти два праздника. По их мнению, Наурыз можно сравнить разве что с Масленицей. Действительно, оба праздника не являются религиозными. Они праздновались ещё до Ислама, и до христианства. Исходя из истории возникновения имеют языческую подоплеку. Оба связаны с окончанием зимы и приходом весны. Как сообщает нам Википедия, Наурыз — праздник весеннего равноденствия, праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Наурыз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям. 30 сентября 2009 года Наурыз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Наурыз.
Говоря о новогоднем празднике, напомним, что его широкое празднование, как нам известно из истории, ввел когда-то российский царь Петр I. В общем, не наше это априори. Тем не менее каждый новый год начинается именно с 1-го января. И у нас тоже. Почему бы это не отметить? Ведь, чем больше праздников, тем веселее жить.
Анвар ХАКИМОВА.