КОРРУПЦИЯ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

Қоғам Құқық
861 Views

Коррупция – явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное по своей сути,многоликое, чрезвычайно живучее явление реальной жизни. В Казахстане с коррупцией борются столько, сколько существует само государство.

По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупция уже давно является одной из самых острых проблем казахстанской действительности, решить которую пока не удается. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране независимо от государственного устройства или традиций. Особое значение коррупция приобретает в современном Казахстане, которая находится в сложных экономических и социальных условиях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Борьба с коррупцией является одной из самых острых проблем казахстанского государства и общества.

Коррупция, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Проблема усугубляется тем, что сейчас коррупция выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после «отмывания» включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики.

Исключительную опасность для общества и государства представляют коррупционные процессы в правоохранительных и контролирующих органах, представители которых сами должны противостоять как коррупционным преступлениям, так и проявлениям экстремизма.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий в различных направлениях. Нужен комплексный подход в решении проблем, острота в которых не отпадает, а напротив в последнее время многократно возрастает. Помимо выработки плана необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства перед законом и судом.

Казалось бы, зачем нужен данный Закон, разве не содержит действующее законодательство норм, устанавливающих различные виды ответственности за взятку, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями? Безусловно, все это так, однако помимо карательных функций государство и право должны обеспечивать профилактику, предупреждение коррупции. А вот для этого требуется целый комплекс мер, позволяющих обеспечить недопущение коррупционного поведения, а также своевременное выявление и пресечение фактов подобных действий. Набор подобных организационно-правовых механизмов содержится в данном Законе.

НАМ НУЖЕН МИРОВОЙ ОПЫТ

Многие содержащиеся в этом документе ограничения, запреты, обязанности непосредственно начнут применяться в системе государственной и муниципальной службы в самое ближайшее время.

Значительную роль в росте масштабов коррупционных преступлений играют «пробелы» в государственной антикоррупционной политике, среди которых эксперты отмечают: отсутствие целенаправленной государственной политики по противодействию коррупции, прежде всего, ее профилактике: весьма либеральное федеральное законодательство, в том числе и уголовное, в отношении лиц, совершающих коррупционные деяния, незаконченность и неэффективность мероприятий, проведенных в рамках административной реформы, отсутствие эффективных институтов гражданского общества, общая неразвитость демократических традиций.

Для этого нужно постоянно вести масштабную антикоррупционную пропаганду в средствах массовой информации с публикацией наглядных жизненных примеров.

Нужно изучить и мировой опыт в этой области. Например, в Южной Корее право начинать расследование о коррупции имеет любой совершеннолетний гражданин страны, а в Сингапуре, если государственный служащий знал о готовящемся коррупционном преступлении и не сообщил соответствующим органам, его увольняют с должности.

Возможно, такой опыт нужно внедрять и у нас!

Ж. АМИРХАН,

главный специалист юридического управления ДГД Туркестанской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *