МЕТРОПОЛИТЕН АЛМАТЫ

Уақыт Қоғам
97 Views

из воспоминаний известного специалиста

Идея строительства метро в столице Казахской ССР обсуждалась еще в середине 70-хгодов. В те годы поступило предложение от Госплана СССР, нам предложили решить проблему Алматы путем строительства нового вида городского транспорта на магнитной подушке. По которому двигались поезда на магнитной подушке. Для этого транспортного проекта готовилось технико-экономическое обоснование (ТЭО), но вто время такого транспорта практически нигде в Советском Союзе не было и таких линий не существовало, и этот проект исчез.

В 1980 году заместителем председателя Совета министров республики был назначен опытный железнодорожник Кобжасаров Кудайберген Дуйсенович. Он курировал все виды транспорта, а также активно начал проектировать метро в Алматы.

В том же 1980 году Леонид Ильич Брежнев приезжал на 60-летие Республики Казахстан ина этом юбилейном собрании в честь 60-летия Казахской ССР генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев выступил с поздравительной речью и в своем выступлении дал понять, что должно быть будет метро в Алма-Ате. С этого момента начинается история строительства метрополитена в Алма-Ате. Получив распоряжение Совета Министров СССР от 04 августа 1980 года № 1537, по поручению Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР, проектирование и строительство метрополитена в городе Алма-Ата было начато в1980-1983 годах.

Горисполком организовал управление метрополитена в составе пяти человек, в том числе железнодорожников Головина М.А., Плошая Н. Г., Альбиева В. Н. и горного инженера Смагулова О.А., таким образом, начались подготовительные работы. Заказчиком выступало Министерство транспорта СССР, а генеральным подрядчиком — Министерство транспорта, Министерство инфраструктуры поручило своему институту «Метропроект» разработать техническую документацию для Алматинского метрополитена. В Алма-Ате в доме правительства проходит совещание с заместителем Председателя Совета Министров Казахской ССР К.Д. Кобжасаровым по вопросам организации строительства метрополитена, на совещание приглашены представители девяти министерств Казахской ССР, а также председатель горисполкома Койшыманов, А.Д., и заместитель председателя горисполкома Нуркадилов З.К., а также все коммунальные службы города. На совещаниях было поручено выявить и определить, где и по каким улицам будет проходить линия метро, а также выделить земельные участки для строительства метрополитена,министерствам и ведомствам самостоятельно провести подготовительные и изыскательские работы, городским властям было поручено провести акт согласования со всеми муниципальными службами города и предоставить это в институт Мостметропроекта.

Проектировщики заявили, что они не могут приступить к работе прежним способом — так как согласно СНиПу, население города должно составлять миллион человек. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР в городе Алма-Ата были образованы новые районы. Алатауский район в связи с разделением Ауэзовского и Калининского районов, Московский район в связи с разделением Ленинского, Октябрьского и Фрунзенского районов.

 Председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР С.Имашев, секретарь Президиума Верховного Совета Казахской ССР Н.Абаева. Проектный институт получил документ о том, что город-миллионер, Мостметропроект в сжатые сроки подготовил документацию на строительство метро первой очереди в двух вариантах, первый вариант мелкого заложения и второй вариант глубокого заложения. Руководитель Метрогипротранспроекта А.С. прибыл, чтобы отчитаться об этом проекте. Лугавцов и главный инженер В.А. Алихашкин, а также инженер-проектировщик В.А. Рыжов.

В марте в 1981 году состоялось совещание по строительству первой очереди метро,докладчиком был руководитель проектного института Лугавцов. Встреча состоялась в Центральном комитете Коммунистической партии Казахстана, в которой приняли участие члены Политбюро Центрального комитета Казахстана, а именно первый секретарь Центрального комитета Казахстана Д.А.Конаев, председатель Совета Министров Б.А. Ашимов, первый секретарь областного комитета партии Республики Казахстан Алматинская область К.М. Аухадиев и секретари Центрального комитета Казахстана А.Ф.Башмаков и Н. А. Назарбаев. Присутствовали также председатель Госплана Казахской ССР Т. Мухамед-Рахимов и заместитель председателя Совета Министров К.Д. Кобжасаров. После прослушивания доклада был задан вопрос Первому секретарю Д.А.Конаеву, проводите ли вы проектные работы не только в Советском Союзе, но и за рубежом, скажите, какой вариант вы можете нам предложить глубокой или неглубокой кладки, на что проектировщики ответили только глубокой кладкой,неглубокой кладки требуется много что касается денег, то будет много сносов зданий и сооружений, а также, однако, необходимо будет демонтировать все подземные коммуникации, для этого требуется много денег, и сроки строительства могут увеличиться, Д.А. Конаев сказал, что если специалисты предложат нам глубокую закладку, то мы, товарищи, согласимся на глубокую закладку.

После митинга все начали расходиться, нам с Капановым сказали задержаться, Д.А.Конаев сказал по-казахски: названия станций должны быть историческими, при этом стараясь избегать имен личностей людей. Проект первой очереди Алма-Атинского метрополитена был представлен на экспертизу. Эта комиссия находилась в Москве при Министерстве путей сообщения.

Главой экспертной комиссии была Ильяшова И.К., она рассказала, что им дали проект нового метро в городе Алма-Ата, но в этом городе есть довольно сложные инженерные сооружения — геологические основания, в основном валунно-галечные грунты и высокая сейсмичность региона, а также селевые потоки, мы считаем, что строить метро в этом регионе слишком дорого, но в строительство будет вложено слишком много денег, и если завтра оно затонет, следовательно, мы считаем, что в этом нет необходимости. постройте метро в Алма-Ате, тогда я начал убеждать ее, что метро существует в таких городах, как Ташкент, где в основном песок иглина, а в Киеве в основном болото, а Ленинградское метро расположено подводой, в Москве есть болота и зыбучие пески, мы знаем, как строилось метро в этих городах, они также понесли очень высокие затраты. Да, почва в Алма-Ате довольно сложная и есть другие факторы, в 1970 году была построена очень большая плотина, это защитило город от селевого потока, а валунно-галечная почва оказалась не для сада безопасной и устойчивой, поэтому в нашем городе должно быть метро. Таким образом, мы получили добро на проектирование и строительство метрополитена.

По прибытии в Алма-Аты мы доложили Первому секретарю республики, что успешно прошли экспертную комиссию и подробно описали, как все было, поблагодарив нас,он сказал, что горожане ждут метро и ускоряют проектные работы всеми возможными средствами, чтобы строительство метро было завершено. метро могло бы работать быстрее.

А 7 сентября 1988 года состоялся многолюдный митинг, посвященный началу большой стройки. На нем выступили председатель горисполкома З.К. Нуркадилов, водитель5-го автопарка В.Я. Нелин, директор института «Алмаатагипротранс» А.И. Тараненко и другие, на пересечении улицы Фурманова и проспекта 50-летияОктября был вывезен первый ковш экскаватора с грунтом для строительства первого станции Алма-Атинского метрополитена «Октябрьская», этот грунт был вывезен экскаватором Романа Топаева.

 После распада Союза строительство Алматинского метрополитена полностью финансировалось из бюджета республики, несмотря на минимальное финансирование, продолжались земляные работы перегонных и эскалаторных станций, подъездные выработки к станциям глубокого заложения, и самое главное, был сохранен опытный персонал.

 Таким образом, несмотря на трудности за годы независимости, строительство первой линии Алматинского метрополитена было завершено и введено в эксплуатацию в 2011 году, сегодня это одно из самых красивых подземных сооружений в мире благодаря красивому дизайну, сочетающему классику и современность, у нас работают бывшие сотрудники метрополитена, этим уникальным объектом можно гордиться, не секрет, что метро сегодня также является достопримечательностью Алматы для туристов, организуются экскурсии и рассказывается история строительства метро.

 Когда мы начинали строительство, не было ни специалистов, ни оборудования, ни финансов, на данный момент мы ни от кого независим, все наши ресурсы, и самое главное, выросли наши национальные кадры метростроителей, выросла элита строительной отрасли.

 Видимо, необходимо создать мощную производственную базу для метростроя. В республике придет время, когда метро понадобится и для других городов, таких как Астана, Шымкент, Караганда. Возможно создание научно-исследовательского и проектного института транспорта.

 Университетам страны пора готовить специалистов по строительству мостов и тоннелей, горных инженеров, энергетиков, грузчиков, этих специалистов следует готовить с уклоном на строительство метрополитена, а также строителей и архитекторов -проектировщиков.

 В то же время мы, бывшие сотрудники, готовы помочь, и мы можем стать наставниками и передать большой богатый опыт работы молодым людям.

Омирбай СМАГУЛОВ,

Ветеран Алматинского метрополитена, горный инженер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *