МОНОЛИТ

Тұлға
601 Views

Очевидно, что ему свыше было предначертано войти в редкую когорту людей,кто при жизни становится легендой. Я знаю людей, имена которых вписаны золотымибуквами в современную историю духовности и культуры Казахстана, как Темирбек Жургенев, Ильяс Омаров, Узбекали Жанибеков, Михаил Исиналиев, но если речь заходит проБекета Тургараевича Тургараева, то пред нами предстаёт яркий образ человека удивительной судьбы, личности на редкость цельной, которую можно уподобитьскульптуре великому Абаю, работы выдающегося скульптора Хакимжана Наурызбаева, что изваяна из единого монолитного камня.

Место рождения человека говорит о многом. Так вот, Бекет Тургараев родился на благословенной земле Қазықұрт, где по библейской легенде, пророк Ной во время потопа в своей лодке спас род человеческий, в ауле Талдыбұлақ. Он был пятым ребёнком мудрой женщины по имени Айымкүл, которая родила и воспитала семерых детей.

Когда с азов внимательно вникаешь в биографию этого многогранного человека Бекета Тургараева, поражаешься необузданной его целеустремлённости. Он сызмальства ставил перед собой ясную и высокую цель и кровь из носу добивался её. Это не пустая оговорка, а именно «необузданная цель».

Ещё в четвёртом классе он обменял двух домашних куриц на двух кроликов и начал самостоятельно заниматься разведением кроликов. А они, как известно, очень плодовиты, и в скором времени маленький, но предприимчивый мальчуган, имел в своём хозяйстве около 300 кроликов. И у него успешно пошёл бизнес. Стоит ли говорить, что это начинание обеспечило сытную жизнь не только ему, но и родителям, братьям и сёстрам.

Школа его находилась в семи километрах – в крупном населённом пункте районного значения – Шарапхане (позже по инициативе самого Бекета Тургараева этот аул из-за неблагозвучного названия переименуют, точнее, восстановят своё исконное историческое название – Б.Г.) И теперь он шёл туда не пешим ходом, а катил на новеньком велосипеде «Урал».

А впереди лежала огромная жизнь, исполненная праведных трудов и больших свершений. Сегодня его имя часто появляется в казахских газетах, в мемуаристке, в энциклопедических словарях и биографических справочниках, пишутся о нём книги. Но к этим атрибутам тщеславия сам Тургараев относится спокойно.

Меня с ним познакомил выдающийся казахский писатель Абдижамил Нурпеисов, с тех пор прошло немало времени, и оказалось, что знаю о нём немало. Лишь недавняя живая и откровенная беседа с ним мне открыла многие затаённые стороны его деятельной и насыщенной биографии.

Поэтому, как говаривал Бальзак, вернёмся к действительности и продолжим разговор о его полновесном жизненном пути.

После окончания восьмого класса, он поступил в педагогическое училище города Туркестан. Окончив учёбу, вернулся в родной аул и в колхозе работал спортивным инструктором, секретарём комитета комсомола. Но в его живой и ищущей душе жила заветная мечта стать журналистом. Однако сама жизнь, порой жестокая, несправедливая, исподволь вносила свои коррективы в его планы на будущее, и он выбрал профессию, где можно защищать права простых людей. Именно желание гуманизировать суровую систему тех времён, привело его в юридический факультет КазГУ имени Кирова. Отлично завершив учёбу, Бекет Тургараевич начал свой долгий путь в судебной системе.

Прежде всего, он твёрдо решил поменять старое представление и отношение людей к судебным делам. И Бекет Тургараевич вносит своё новшество, создав рядом с районным судом «Алқа билері» — своеобразный народный суд биев. Таким образом, он решение и ведикт судей поставил под «народный контроль». Ему претил стиль кабинетного бюрократа, поэтому он сразу осознал, что быть председателем суда – это не значит занимать почётное место в гостях, иметь какие-то привилегии в повседневной жизни. Надо было заниматься самообразованием, углублять свои знания. Для этого пришлось ему штудировать труды знаменитых адвокатов, известных судей, казахских биев, ну, и учиться у самой жизни. Понимая, что все знания исходят от книги, он открыл библиотеку близ районного суда, где рядом расположились не только книги и журналы юридического характера, но и произведения классиков казахской, русской и зарубежной литератур. Он считал, что надо лечить не болезнь, а самого человека, что развитие любого государства напрямую зависит от развития и соблюдения законов.

Тут ему на помощь пришли мудрые наставления степных биев, греческих философов, известных казахских юристов, как Салык Зиманов, Султан Сартаев и др. Абаевские мудрые слова назидания заняли почётное место на его рабочем столе, но не для красоты: он их цитировал наизусть. И разве такого человека с богатой интеллектуальной оснасткой, вооруженного национальными духовными ценностями, мудростью книг зарубежных классиков, обойдут очень важные для юриста добродетели, как доброта, справедливость и честность.

Где бы он ни работал потом, его главной заповедью стало вникать в судьбу каждого человека, защищать его от несправедливого судебного решения. Каждый гражданин, входивший в его кабинет, чувствовал себя, словно видел родного отца, а не председателя суда, за спиной которого неизменно висели портреты знаменитых трёх казахских биев.

Газетная площадь не позволяет мне описать все перипетии его судебной деятельности. Но должен подчеркнуть, что Дзержинский районный суд города Шымкента, где Тургараев начал работать в качестве судьиой, а вскоре и возглавил его, получил широкую известность, как примерный базовый суд республики и его опыт работы стали распространять во всех судейских органах страны.

В 1989 году Бекет Тургараев указом президума Верховного Совета республики получил почётный звание «Заслуженный юрист Казахской ССР».

Далее его карьерная лестница пошла по нарастающей – председатель Шымкентского областного суда (1992 г.), начальник управление генерального прокуратура (1996 г.), директор департамента министерства юстиции (1998 г.), защита кандидатской диссертации (2002 г.), защита докторской диссертации (2007 г.), награждение орденом «Курмет» и «Парасат» званием «Заслуженный деятель Казахстана», «Почётный судья», председатель Союза судей республики, награждение самым высоким званием этого Союза «Үш би» («Три бия»), председатель областного суда Северо-Казахстанской области…

Это лишь одна сторона медали его кипучей деятельности.

У льва Толстого есть выражение: в судьбе нет случайностей; человек, скорее, создаёт, нежели встречает свою судьбу.

Каждый фрагмент его состоявшейся судьбы хочется прокручивать снова и снова, вникая в подробности, незамеченные прежде, и удивляясь их неизбежной логической стройности. Мне остаётся лишь поражаться тому, что, будучи очень занятым человеком, Бекет Тургараев нашел в себе новую грань приложения своих сил, был и остаётся последовательным в поступках и деяниях с поразительным упорством и неустанно продолжает своё благородное дело, начатое предыдущими поколениями.

Я имею в виду – меценатство!

Казахская история с благодарностью вспоминают имена первых отечественных меценатов, как Кунанбай Оскенбаев, Абай Кунанбаев, Джангир хан. А имена казахских баев 20-30 годов ХХ века, заклеймённые советской властью ярлыком «алашординец», «националист», до сих пор не реабилитированы нашей властью. Не могу не назвать имена таких меценатов, как Каражан Укибаев (Семей), Медеу Оразбаев, Ике Адилов (Шынгыстау), Хасен Акаев, братья Бекметовы, Ыбрай Акпаев (Каркаралы), дети бая Мамана из Жетысу. В западном регионе Алашординскую власть материально и финансово поддерживали Иса Копжасаров из Кобды, правнук батыра Сырыма Салык Омаров, также известный бай из Мангыстау Тобанияз Алниязов, которые были опорой знаменитой плеяды самых умных, самых образованных носителей казахского духа, в которых воплотилось всё лучшее, что может явить народ в своём многовековом развитии – движения «Алаш-Орда».

Благородное дело меценатства, полученное, как эстафетная палочка, продолжает жить. Деятельность меценатов в наши дни поистине достойна уважения, это люди, которые не жалея сил, времени и средств, решают многие проблемы людей.

Да, меценатство в современном обществе – это непреходящая ценность, формула решения многих проблем в культуре, науке и образовании, то есть, в тех сферах, которые постоянно требуют финансовых вложений.

И тут мне хотелось бы вдогонку всему сказанному поведать именно об этой стороне его деятельности. Да, это выходит за рамки его юридических заслуг, но аттестует его как гражданина, как личность, радеющую за национальную культуру и историю.

Жизнь подсказывала нашему герою, что все минусы нашей жизни в любой сфере объясняются просто: нам не достаёт КУЛЬТУРЫ в широком смысле этого слова. Потому он всю свою сознательную жизнь внимательно вглядывался, пропускал через рентген своей души, всё, что происходит в нашей истории, культуре, литературе и науке. Скорее всего, он догадывался, а может быть, и нет, что все эти его жизненные наблюдения и опыт приведут его к вратам духовности через меценатство.

У знаменитого Айтеке би есть мудрое изречение: «Кому нужно твоё богатство, если не помогаешь своему народу, кому нужен твой героизм, если твоё копьё ни разу не сразило врага?». Эту мысль дополнил известный писатель Шерхан Муртаза: «Прежде всего думай о своей помощи народу, и твоя доля будет там!».

Бекет Тургараев с первых шагов своей биографии думал об этом. Ведь уровень духовности человека измеряется его культурным уровнем. Казалось бы, по своей профессии он несколько далёк от культуры, но ведь профессии вышеназванных личностей, которых мы называем с гордостью – Т.Жургенева, И.Омарова, У.Жанибекова и М.Исиналиева тоже далеки от сфер культуры.

Я прекрасно помню культурный подвиг Жанибекова: он воссоздал казахские театры, ансамбли, позабытые национальные праздники, как Наурыз, песенные состязания акынов — айтысы, музеи и многие другие важные институты народной жизни. И в этой связи мне вспоминается такой случай. Бывший президент России Борис Ельцин, ознакомившись с музеем национальных инструментов в Алматы, созданным по инициативе незабвенного Узбекали Жанибекова, тут же позвонил своему министру культуры и сказал: «Учитесь у казахов, как надо беречь культуру!». Я думаю, если бы Борис Ельцин увидел национально-этнографический парк «Мәңгілік ел», расположенный на 10 гектарах земли в Туркестанской области, близ аула Сарапхана, построенный на средства Бекета Тургараева, то я не знаю, каково было бы его удивление.

Не хочу быть голословным, поэтому я вынужден перечислить вкратце основные работы нашего героя на ниве меценатства:

— в родном ауле Талдыбұлақ построил среднюю школу, заасфальтировал там дороги, обеспечил аул газом и водой, подарил местной библиотеке 2000 книг казахских писателей;

— возвёл более 30 памятников истории и культуры в Шымкенте, Актау, Петропавловске, Туркестане, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях;

— в Казыгуртском районе, в ауле Сарапхана построил историко-этнографический парк «Мәңгілік ел» на 10 гектарах земли, посадив более 6000 деревьев, возвёл там памятники предводителям Орбулакского сражения 1643 года Джангир хану и Жалантос Бахадуру, трем мудрецам-биям Казыбеку, Толе и Айтеке, великим деятелям «Алаш Орды», труженицам тыла Великой Отечественной войны под названием «Анаға тағзым», знаменитому борцу Кажымукану Мунайтпасову, стеллу «Бабалар рухына тағзым», мавзолеи Бекета Ата, Тугейболату и Өрік ана, этноаул и другие историко-культурные достопримечательности.

Парк построен на собственные средства Тургараева, и в настоящее время этот комплекс передан на баланс коммунального хозяйства района. Теперь там реет флаг Казыгуртского района;

— на свои средства он издал 200 тысяч книг известных казахских писателей, в том числе, 20-ти томное собрание книг Кадыра Мырзалиева, 10-ти томное собрание сочинений Азилхана Нуршаихова, книги поэтов Магжана Жумабаева и Какимбека Салыкова, К.Омарова о знаменитом Кожабергене жырау и подарил их школьным библиотекам аулов, городов Туркестанской области.

— организовал работу более 20 научно-исторических республиканских конференции, посвященных историческим датам и юбилеям известных деятелей культуры и истории;

— написал более 500 статей о судебной системе и прокуратуре, и разные теме опубликованные в республиканских СМИ, учредил журнал и газету «Закон и время»;

— помог издать 50-томник художественных произведений прошлых веков и современных писателей Мангыстауского края;

— после кровавых событий в Жанозене, по приглашению акима, он поехал работать его советником для ликвидации последствий трагедии, подготовки юридических документов и консультирования членов республиканской общественной комиссии;

— руководствуясь государственными программами, с учётом республиканского научного опыта, завёз из Австралии и выращивает в Казахстане лучшие породы австралийских овец-мериносов, белоголовых алатауских коров, казахских лошадей.

Да, это далеко не полный список славных дел Бекета Тургараева. Работая над этим материалом, я пришёл к мысли, что меценатство Тургараева – это не просто образ его жизни, а работа по зову сердца и души, которое служит делу воспитания подрастающего поколения, окрыляет его на добрые дела.

Да, меценатство в современном обществе – это непреходящая ценность, путь решения многих проблем в культуре, науки и образовании, то есть в тех сферах, которые постоянно требуют финансовых вложений. И живой пример неутомимого Бекета Тургараева, надеюсь, станет путеводной звездой молодых меценатов страны.

Думаю, что надо обладать особым устройством души, неповторимым мировидением, чтобы решиться на такой подвиг. На самом деле, то, как он живёт и мыслит, не подчиняется канонам обыденной человеческой жизни.

И я не могу не сказать о главных достижениях моего героя, которые не вошли в его наградной лист, это — его дети и внуки. У него трое детей, 11 внуков. Особенно Бекет Тургараевич привечает пятилетнюю Шолпан и двухлетнего Ертокена, и Дина который очень похож на деда. И тут Бекет Тургараев умолкает, потому что истинное счастье не умещается в словах.

На мой взгляд, именно такие люди, как Бекет Тургараев, и есть честь, совесть нации. И молодёжь должна знать их имена! Они этого достойны!

Бигельды ГАБДУЛЛИН,

публицист, лауреат премии

Международного казахского ПЕН клуба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *