ГЛАВНОЕ – НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ, или, как мы боремся с коррупцией?

Қоғам Құқық
684 Views

Слово «коррупция» в нашей стране, к сожалению, звучит чуть ли не каждый день. И не просто звучит, а подтверждается фактами. Конечно, в Казахстане ведется борьба с этим злом.

СЛЕД КОРРУПЦИИ

ОФ «Transparency Kazakhstan» по итогам опроса граждан страны провел свое исследование «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане». Выяснилось, что наиболее коррупционными оказались ЦОНы, больницы, школы, детские сады и акиматы районов. Всего было указано 20 госорганов, в которых совершались коррупционные преступления. В числе первых – больницы, управления земельных отношений, детские сады, а также государственные вузы.

Что касается должностей, то, согласно заявлениям граждан, неформально решить вопрос предлагают специалисты рядового звена, нежели руководители или их заместители. Средний размер коррупционной сделки – 50 тыс. тенге.

Также удалось выяснить, что казахстанцы готовы решать незаконно вопрос по лечению, за прием грамотного специалиста в больницах, за трудоустройство, за оформление земельного участка, устройства ребенка в детский сад и при нарушении ПДД.

Еще один вывод, сделанный экспертами Transparency Kazakhstan, – это то, что основной причиной коррупции в Казахстане является волокита чиновников. Исходя из этого, можно предположить, что уровень коррупции среди госслужащих напрямую связан с их количеством. Так, в Казахстане армия чиновников составляет 21% от работающего населения страны, в США и Германии — 14%, в Китае – 9%.

Мировым лидером в соотношении чиновников к населению является Япония, где их всего 8%. По статистике в Стране Восходящего Солнца один чиновник приходится на 14 тыс. человек. У нас, в Казахстане, один чиновник или начальник – на каждые 180 человек. Получается, что у нас чиновников на душу населения в 80 раз больше!

БУДЕМ СЛУШАТЬ И… БОРОТЬСЯ

И еще немного статистики – официальной, за прошлый год. Ее на коллегии ведомства по итогам 2019 года озвучил председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев:

« Зарегистрировано 1717 коррупционных преступлений, более половины из которых приходится на факты взяточничества. Осуждены 1002 должностных лица. Наиболее опасной является системная коррупция с участием широкого круга лиц. В отчетном году (в 2019 году. – Прим.) пресечено 112 таких фактов. Сумма установленного ущерба составила 24,6 миллиарда тенге, из которых 22,7 миллиарда тенге возмещено, практически на четверть выше прошлогоднего значения».

Также Алик Шпекбаев рассказал, как будет реализовываться концепция «слышащего государства», объявленная президентом Токаевым.

«При поддержке акиматов уже в 12 регионах открыты сервисные Антикорупционные центры, в которых созданы все условия для безбарьерного приема граждан и оказания им незамедлительной помощи. Кроме того, создан департамент партнерства, ответственный за эффективную обратную связь с населением».

Кроме того, по его словам, еженедельно проводятся брифинги для СМИ, ведется активная работа в социальных сетях с оперативным реагированием на запросы граждан.

ДАЕШЬ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ ВО ВСЕМ!

Шпекбаев напомнил, что в 2019 году начата работа по продвижению идеологии добропорядочности. Таким образом Агентство концентрируется не на карательных мерах, которые только приведут к повышению «ставок».

Также глава Агентства отметил, что идея добропорядочности не скопирована и полностью соответствует национальному культурном коду.

«Особенно ярко это выражено в концепции Абая «Толық адам», который ставил во главу угла стремление к добродетели, верность своему слову и делу, тягу к знаниям», – подчеркнул он.

Алик Шпекбаев добавил, что в прошлом году Агентством совместно с институтами гражданского общества открыто около 4 тысяч школ добропорядочности, проведены «часы добропорядочности» с охватом более трех миллионов учащихся, запущено около 4,5 тысяч магазинов, киосков честности и касс самообслуживания.

Кроме того, Агентство предлагает ввести обязательную учебную дисциплину «Основы добропорядочности» во всех учреждениях образования.

«В 2020 году в Казахстане будет введен рейтинг публичной добропорядочности госорганов. Он будет отражать уровень их открытости, прозрачности, подотчетности, инклюзивности и клиентоориентированности. Позиция госорганов в рейтинге будет отражать реальную удовлетворённость граждан их работой», – проинформировал председатель.

«НАСТУЧИ» И ПОЛУЧИ!

Также глава антикоррупционного ведомства отметил, что в 2020 году максимальное вознаграждение граждан за сообщение о коррупционном преступлении составит свыше 10,6 млн тенге.

«В реализацию поручения Президента Правительством одобрено постановление о новой системе поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. Теперь вознаграждение будет дифференцированным, как в большинстве стран ОЭСР. Человек, сообщивший о факте коррупции, может получить 10% от суммы взятки или ущерба после обвинительного приговора суда. Максимальное вознаграждение составит 10 млн 600 тыс тенге», – пояснил Шпекбаев.

«УЖАСТИКИ» ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

С некоторых пор в борьбе с коррупцией в Казахстане стали практиковать экскурсии для чиновников по тюрьмам. Сразу оговоримся, что это новшество не новое, оно позаимствовано у легендарных китайцев.

В комитете по противодействию коррупции Туркестанской области сообщают, что такое указание пришло из столицы и в регионе буквально каждый госслужащий должен пройти через акцию по противодействию коррупции». А первыми стали заместители и руководители отделов. Их провели по местам, где отбывают сроки осужденные за тяжкие преступления. Им показали ту жизнь, о которой и страшно подумать. Камеры, где живут заключенные, где работают и едят. После того, как экскурс закончился, многие в спешке покинули территорию колонии, большинство чиновников отказались говорить с журналистами.

С элементами креатива подобная экскурсия была проведена в СКО, где в рамках экскурсии организовали встречу с осужденными коллегами. Одна из заключенных, бывшая сотрудница отдела образования, решилась рассказать госслужащим о своем коррупционном прошлом и жизни в колонии. Женщина оказалась за решеткой в 2017 году.

«Меня воспитывала одна мама, которая трудилась на нескольких работах. Вкладывала в меня все силы. Пыталась воспитать меня честным человеком. Я с детства мечтала, что когда вырасту, за все отблагодарю свою маму… В 22 года я получала образование бухгалтера. Устроилась в отдел образования. Работала честно, но мысль меня не покидала. Работала, работала и доработалась… В январе 2017 года меня осудили на семь лет за хищение бюджетных средств, с конфискацией имущества и пожизненным правом занимать товарно-материальную должность. Я очень раскаиваюсь. Это очень тяжело – быть вдали от близких. Своим поведением я доставила боль и страдание своим родным. За эти годы я могла создать семью, родить детей, но, совершив проступок, все это оказалось впустую. Поэтому я хочу сказать, что не надо делать этого. Когда мы пытаемся достать легких денег, страдают наши родные. Просто жить как все…», – рассказала женщина.

Напомним, антикоррупционное ведомство провело уже несколько экскурсий для чиновников по колониям. Акимы районов и руководители управлений уже посетили СИЗО. Главная цель – показать, что ждет алчного и непорядочного госслужащего.

А СМЕРТНУЮ КАЗНЬ НЕ ПРОБОВАЛИ?

Да, мы с коррупцией боремся. И для этого на различных уровнях предлагаются самые различные, порой неожиданные методы. К примеру, председатель общественного объединения по защите прав потребителей Надежда Мубаракшина от имени народа попросила ввести высшую меру наказания для коррупционеров.

«Кто позарился на казну, того казнить, как в Китае. Китай большой, полтора миллиарда, и порядок. Всех у нас не расстреляют, всех не казнят. Троих всего лишь хватит, остальные все будут думать. Поэтому я выступаю от народа. Народ говорит, это не мои слова, и поэтому прошу ужесточить закон. Мы хотим, чтобы все были богатые. Но нельзя лезть в миллиарды, в карман государственный. Общественникам пришлось отказать – в стране действует мораторий на смертную казнь», – сказала она во время презентации нового законопроекта в Мажилисе РК.

Общественникам пришлось отказать – в стране действует мораторий на смертную казнь.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – БОРЬБА С СОБОЙ?

Несмотря на активно разрабатываемые и принимаемые антикоррупционные законы, наша страна продолжает оставаться в строю лидеров по этому виду преступлений. Приоритетным направлением борьба с коррупцией вроде как объявлена, планы сверстаны, целые национальные стратегии разработаны, различные комитеты непрерывно заседают, и на выходе получите – формализм и отсутствие действенных мер.

Может, дело в том простом факте, что не в интересах чиновников заниматься борьбой с коррупцией? Ведь это основной механизм функционирования нынешней казахстанской экономики. В основе всей современной системы, как политической, так и экономической, лежит коррупция как базовый, фундаментальный принцип. Без коррупции нынешняя казахстанская элита существовать не сможет, она просто не умеет по-другому. Ведь коррупцией — в сколько-нибудь серьёзных масштабах — занимаются именно чиновники.

Вот и вся причина безрезультатности антикоррупционной борьбы. Ну не будут чиновники бороться сами с собой и не дадут гражданам это делать ни при каких условиях. Иначе как объяснить, что в республике, к примеру, до сих пор никак не решатся ратифицировать знаменитую статью 20 Конвенции ООН против коррупции, в которой незаконное обогащение, то есть «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать», объявляется уголовным преступлением?

Если в Уголовном кодексе появится статья про «незаконное обогащение», то тогда как же жить власть предержащим? Всякий гражданин поспешит обратить внимание органов, как молодой следователь или мелкий чиновник разъезжает на представительском автомобиле.

Сами чиновники всегда связаны массой соображений о том, кто и кому. И кого можно прижать, а кого не стоит.

По мнению эксперта мониторинговой группы по Казахстану в рамках Стамбульского плана действий (ОЭСР) Дмытро Котляра, ситуация с коррупцией не улучшилась при использовании бюджетных средств, в деятельности государственных компаний и на высшем уровне, хотя наблюдается улучшение законодательных рамок борьбы с коррупцией, уменьшение коррупции на административном (бытовом) уровне. Однако, по мнению международного эксперта, почти в каждой сфере, которую охватывает мониторинг ОЭСР, есть проблемы с законодательной базой (суды, закупки, уголовное право, административные процедуры, госслужба, антикоррупционные ограничения и т. д.).

ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Казахстанский политолог Айдос Сарым считает, что настоящая борьба с коррупцией начинается с изменения психологии властей, но пока она не изменится, сомнительно, что в стране произойдут какие-то положительные изменения.

– Чиновники до сих пор хотят, чтобы к ним обращались и от них зависели, не избавились от такой психологии. Вместе с тем у нас всё еще нет грани между чиновниками и государством. К примеру, чиновники говорят о себе как о государстве, защищаются именем государства. Хотя, в сущности, государство – это народ. Пока не будет проведена эта грань, пока власть и бизнес не будут существовать отдельно друг от друга, по-настоящему бороться с коррупцией невозможно, – говорит Сарым.

Пока для одних коррупция удобна – позволяет быстро получить желаемое, решить тот или иной вопрос, а для других – просто способ наживы, само явление живет и процветает. Как отмечают эксперты, главная задача государства – принять правильные законы, провести эффективные превентивные меры, дать возможность своим гражданам получать услуги качественно, оперативно и открыто. Вот тогда, может, в борьбе с коррупцией мы будем не просто участвовать, а получать реальные результаты.

Рамзия ЮНУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *