МИР АКСЕЛЕУ СЕЙДИМБЕКА – МИР КАЗАХОВ

Тұлға
3 404 Views

«Мир Акселеу – это весь казахский мир. Такая личность рождается редко. Вся его жизнь, вся душевная воля пронизана служением нации»

поэт, лауреат Государственной премии

Несипбек АЙТУЛЫ

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».

Кажется, эти слова первого президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева как нельзя точно характеризуют творческий путь сына казахского народа АкселеуСейдимбекова. Ведь на протяжении всего творческого и жизненного пути Акселеу Сейдимбек изучал, исследовал прошлое казахского народа, его историю, традиции, культуру, становление казахского народа как народность. Именно этот учёный, изучая этнографию казахского народа, раскрывал его духовный мир; оставил яркий след в литературной и культурной жизни нашей страны.

Акселеу Сейдимбек родился в 1942 году в селе Байдалы Би Карагандинской области. После окончания Казахского Национального университета работал в газетах «Жас Алаш», «Центральный Казахстан», «Егемен Қазақстан», занимал пост главного редактора журнала «Зерде» и альманаха «Əлем». В разные годы он руководил отделом в Институте литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова, был директором Института образования им. Алтынсарина, первым президентом Казахской Академии образования, заместителем директора Президентского культурного центра. До самого последнего дня он являлся профессором Евразийского Национального университета. Акселеу Сейдимбек – активный участник общественной и научной жизни страны, был членом Национального совета Казахстана, входил в состав терминологической и ономастической комиссий, центрального совета общества по охране памятников истории и культуры РК, исследовательской комиссии в департаменте по государственной аттестации научных кадров, общественного фонда государственной программы «Культурное наследие», был членом управления Союза журналистов Казахстана и Пен-клуба, а также являлся почётным членом таких газет и журналов, как «Жұлдыз», «Жалын», «Парасат», «Зерде», «Ана тілі», «Қазақ әдебиеті», «Таң-Шолпан», «Мәдениет», «Қазақстан мұрағаттары», «Қазақстан музейлері», «Жаңа Сарыарқа», «Күн мен ай», «Домбыра», «Әдемі-ай», «Алтын тамыр». Он неоднократно выступал с докладами на актуальную тему в региональных, республиканских и международных конференциях, которые проходили в таких больших городах, как Туркестан, Астана, Бишкек, Москва, Тбилиси, Бонн, Ереван, Киев, Кабул, Стамбул.

Автор около 30-ти научных трудов, Акселеу Сейдимбек стал одним из тех, чьи произведения вошли в 10-томник «Қазақ əдебиетінің тарихы». Учёный за свои заслуги удостоен Государственной премии, звания заслуженного деятеля Казахстана и ордена «Курмет»

Имя Акселеу известно не только в литературной среде, его знают как исследователя в среде учёных-лингвистов, в кинематографической среде сценаристом, он является автором таких известных песен, как «Сарыарка», «Даурен-ай» , «Толгау». Он одним из первых открыл казахскому читателю шедевр мировой литературы – эпические поэмы «Илиада» и « Одиссея». Прозаический пересказ поэмы Гомера на казахском языке помог каждому казахскому читателю познакомиться с шедеврами мировой литературы, понять смысл, идею произведений. Успех среди читателей подтолкнул Акселеу Сейдимбека к созданию книги «Алпамыс батыр», которая впоследствии печатается несколькими тиражами на русском и казахском языках, а также выходит в свет отдельными книгами на эстонском, чешском и немецком языках. Полной законченной работой Акселеу Сейдимбека также является перевод на казахский язык книги И. Можейко «7 из 37 чудес». В этой книге рассказывается о произведениях искусства и удивительных историко-культурных памятниках Азии и Африки, об их особенностях и истории возникновения.

Публицистические статьи Акселеу Сейдимбека способствовали восхождению отечественной публицистики на новый уровень.

Но в 1987 году ему пришлось уйти с журналистики. Он был обвинён в связи с декабрьскими событиями 1986 года в подготовке казахских националистов. С этого времени все двери печатных изданий были закрыты для Акселеу Сейдимбека. И с 1987 по 1997 годы учёный работает лаборантом в институте литературы и искусства имени М.О.Ауезова при Национальной научной академии, старшим, а затем ведущим научным сотрудником. В этот период своей жизни Акселеу Сейдимбек с полной отдачей занимается над углублением своих теоретических знаний, он начинает собирать, исследовать и занимается публикацией ранее неизученного фольклорного наследия казахского народа.

В 1989 году учёный защищает кандидатскую диссертацию на тему «Қазақтың дәстүрлі халық лирикасындағы қара өлең жанры». Варианты прозаических произведений, собранные Акселеу Сейдимбеком, пополнили фонд фольклора казахского народа двумя томами.

Многочисленные труды Акселеу Сейдимбека были собраны в шести томах и изданы в 2010 году.

Во второй том шеститомного труда вошла одна из работ, за которую Акселеу Сейдимбек получил звание лауреата премии Союза писателей Казахстана — научный труд «Сонар», вышедший в свет в 1989 году. Эта книга о жизни и о подлинном искусстве, о культурно-историческом развитии, которое определило становление исторических личностей. В своём труде учёный исследовал историю возникновения слова «сонар», познакомил с его лексическим значением. Даёт обоснование таким понятиям как «ұзақ сонар», «келте сонар» и «қан сонар». Делит историю становления казахского государства на периоды.

Так период, уже канувший в лета и не имеющий никаких реальных доказательств, и об их развитии можно только догадываться, строить предположения по оставшимся сведениям из легенд, сказаний, он относит к «ұзақ сонар». По аналогии, когда опытные охотники определяют направление движения зверя по его следам, уходящим глубоко в снег. Напротив, исторический период с произошедшими событиями, у которых имеются обоснованные доказательства и реальные свидетели, он называет келте сонар. Келте сонар — снег, идущий ночью и прекращающийся к раннему утру. И охотник может быстро определить по следу направление и расстояние, на которое ушёл зверь.

Қан сонар – первый тонкослойный снег на земле, который блестит серебром. Для охотников это самое желанное время, потому как по следу они могут сразу определить, куда направился зверь. Поэтому период, когда исследователь является не только наблюдателем, но и сам является участником исторических событий, Акселеу Сейдимбек назвал «қан сонар».

Музыка, точнее кюй, занимает особое место в казахской народной духовной культуре. Он является синкретическим искусством, так как его в равной степени можно отнести как к музыкальному, так и к литературному искусству. Одним из первых учёных-лингвистов, который начал работу по исследованию кюя, является Акселеу Сейдимбек. В 1997 году он защищает докторскую диссертацию на эту тему. Но учёный на этом не останавливается, зная, что кюй занимает особое место в духовной жизни каждого казаха. Он продолжает свою исследовательскую работу, и с особым рвением собирает исторические сведения о зарождении кюя. Он черпает информацию из арабских, персидских, китайских, греческих и римских источников. К концу исследовательской работы у Акселеу Сейдимбека насчитывается около 2 тысяч кюев, сведения о жизни и творчестве 150 тысяч композиторов-кюйші.

Итогом данной исследовательской работы явился научный труд «Қазақтың күй өнері», в котором научно доказано историко-документальное, жанровое, философо-эстетическое содержание кюя. Эта работа была удостоена Государственной премии Республики Казахстан.

В 1997 году выходит в свет труд Акселеу Сейдимбека «Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление», а в 2001году эта работа была переведена и издана на русском языке. В этой книге на суд читателя было предоставлено очень много сведений, относящихся к истории казахского народа, традиционной культуре, фольклору и этнографии.

Бесспорным является тот факт, что вся учёная деятельность Акселеу Сейдимбека была направлена на изучение исторических корней казахского народа. Он оставил большое наследство для потомков в виде рукописных трудов. Одним из которых является его монография «Қазақтың ауызша тарихы», написанная в 2008 году. По утверждению Акселеу Сейдимбека, генеалогия (шежіре) является особым доказательством связи этногенеза и этнокультуры казахского народа. В казахском народе существует такое понятие, как «ру». Учёный, опираясь на факты и достоверную информацию, выдвигает гипотезу о влиянии ру на общественно-социальные взаимоотношения в государстве. В работе впервые была проанализирована система родо — племенных отношений в казахском обществе, их влияние на общественно-социальные отношения. Особенно обоснованно и доказательно сделал предположение о существовании в кочевом обществе образца социально- правового государства.

« Акселеу всю жизнь собирал устную историю шежире казахского народа, и написал об этом замечательную книгу. Это его последний труд», — говорил при прощании с учёным Мырзатай Жолдасбеков, директор Президентского центра культуры РК.

В предверии 10-летия Независимости Республики Казахстан в 2001 году Акселеу Сейдимбек в тандеме с учёными Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилёва Мырзатаем Жолдасбековым и Койшыгаром Салгарулы работают над научным трудом «Елтутка», который издаётся в издательстве «Культегын». В этой книге рассказывается о более, чем 120 исторических личностях, живших на территории Казахстана на протяжении последних двух с половиной тысяч лет. Учёные в работе показали историю развития человечества через призму исторических личностей.

Немалый вклад внёс Акселеу Сейдимбек и в образовательную систему Казахстана. В 1997 году он назначен директором института по проблемам образования имени Ы.Алтынсарина. А в 1988-1999 годах был первым президентом Академии образования, созданного на базе данного института. В годы своей деятельности в системе образования Акселеу Сейдимбек смог превратить институт по проблемам образования, состоявший из полсотни сотрудников в Академию образования со штатом, насчитывающим до 400 человек. Немало усилий и трудов потребовалось учёному в деле создания и совершенствования Академии. Под его руководством разрабатывался новый стандарт образования, были созданы соответствующие базисные планы, опираясь на них разрабатывались учебные программы и учебно-методические пособия по каждому предмету. По-мнению Акселеу Сейдимбека, все программы и учебные пособия должны были издаваться на казахском языке, и только при необходимости можно было их переводить на другие языки.

Изучение трудов Акселеу Сейдимбека даёт возможность разрешению ряда проблемных вопросов, которые волнуют современное общество. На первый план можно выдвинуть вопрос, связанный с воспитанием подрастающего поколения. Ведь наша молодёжь начинает забывать свои исторические корни, культуру, духовные ценности, родной язык. И, чтобы направить их воспитание в правильное русло, надо знакомить их с трудами таких великих людей, как Акселеу Сейдимбек. И мы, учителя, должны играть в этом немаловажную роль. Мы должны быть «мостом» между прошлым и будущим.

Огромную работу провёл под руководством директора С.Ж.Калибековой коллектив школы-лицей №80 города Шымкента. Сауле Жанторекызы познакомила свой коллектив с трудами Акселеу Сейдимбека, смогла всех заставить почувствовать гордость за свой народ, в котором есть такие сыны, как Акселеу Сейдимбек. Поэтому с большим энтузиазмом учителя восприняли новость о том, что наша школа в ближайшем будущем будет носить имя учёного. В школе проводятся различные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству Акселеу Сейдимбека. Это и творческие вечера, читательские конференции, встреча с литературным деятелем Республики Казахстан Мекемтас Мырзаахметулы. Имена таких людей, как Акселеу Сейдимбек не должны кануть в небытие. Мы и наши потомки должны их помнить и чтить, и поэтому работа над изучением трудов Акселеу Сейдимбека в школе продолжается, и в марте 2020 года будет проведена Международная конференция по творчеству великого сына казахского народа Акселеу Сейдимбека.

Карабаева Улжан ЕНКЕБАЙКЫЗЫ,

учитель русского языка и литературы школы-лицея № 80.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *