ГОСПРОГРАММА,КАК ОТКРЫТЫЙ ШЛЮЗ ДЛЯ БЮДЖЕТНОГО ПОТОКА?

Қоғам
588 Views

Буквально пару дней назад в ходе рабочей встречи с министром экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзумом Мирзагалиевым Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил министру тщательно проанализировать все аспекты водной безопасности страны при разработке соответствующей программы.

Надо отметить — актуальное поручение и своевременное. Учёные предупреждают: в 2025-2035 гг. в мире остро встанет проблема нехватки воды. А это усугубит проблему голода. Ведь количество голодающих на Земле не убывает, а чтобы произвести, например, 1 тонну зерна, необходимо 10 тонн (кубометров) воды.

В этом смысле Казахстан относится к мировым везунчикам – у нас есть и вода, и земля. Все это богатство нам необходимо сохранить. Вот почему важно составлять глубокие работающие программы на основе тщательного анализа текущей ситуации. О государственных программах хотелось бы сказать отдельно.

С момента перехода к программно-целевому планированию бюджетных расходов в Казахстане прошло уже много лет, однако государственные программы, увы, пока не превратились в эффективный инструмент принятия бюджетных решений и достижения стратегических приоритетов. Хотя, согласимся, что без госпрограмм нам не жить. В советское время мы сверяли жизнь свою по пятилеткам, и ведь какую мощную державу отгрохали! А сегодня трудимся по госпрограммам. Их количество поражает воображение, а девяти – и более значные суммы из бюджета, выделенные на их реализацию, способны взорвать любой мозг. Это ж, сколько триллионов (указанных в оценочной стоимости многих программ) насобирали налогоплательщики, чтобы жизнь свою улучшить с помощью этих самых госпрограмм?

Недавно увидела свет концепция государственной программы по управлению водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы. Безусловно, аналогичные программы, разработанные ранее, мы уже успешно (ну, где-то не совсем) выполнили. К примеру, Арал полностью уничтожили. Или развалили напрочь ирригационную систему. Или немало аулов оставили без питьевой воды. Или в дефицит превратили поливную воду. Или… Ну, не будем о грустном, тем более это все – в прошлом. С надеждой заглянем в светлое будущее с помощью новой государственной программы, с проектом которой довелось недавно ознакомиться автору этих строк.

Ее разработчики обещают, что обязательно будут учтены местная специфика, особенности водного хозяйства страны. Концепция включает идентификацию водных угроз, в том числе климатических, трансграничных, водно-ресурсных, водохозяйственных, водно-экологических. Приоритетными направлениями национальной стратегии обеспечения водной безопасности в концепции определены: совершенствование межгосударственной системы вододеления в трансграничных бассейнах; рационализация использования собственных возобновляемых водных ресурсов на основе водосбережения и территориального перераспределения речного стока, а также модернизация государственной системы управления водными ресурсами. Разработаны сценарии водообес­печения природно-хозяйственных систем на средне– и долгосрочную перспективу (2020, 2030 годы).

А в целом, разработанная концепция подозрительно напоминает предыдущую программу. Большая часть – это нарисованные ужасающие картины состояния водных ресурсов на сегодняшний день, так сказать анализ текущей ситуации.

Вот, к примеру, в предыдущей программе (которую мы, типа, выполнили) говорится: более 40% магистральных и распределительных каналов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. А в нынешней концепции 40% увеличивается более чем в два раза. Каким образом?

Или вот, уже набившее оскомину на зубах, недостаточный доступ к водным ресурсам: только 67% населения Казахстана имеют доступ к качественной питьевой воде, и 47% – к системам водоотведения, тогда как в большинстве развитых стран данные показатели приближаются к 100%.

Кстати, напомним, что в свое время в Казахстане была принята программа «Питье­вая вода» на 2002–2010 годы. Для ее реализации из бюджета направили более 205 млрд тенге. В итоге в течение 8 лет чистой водой удалось обеспечить примерно половину из намеченных сел и аулов – 3 417 из 7 232 населенных пунктов.

Причиной такого половинчатого результата, по мнению экспертов, стало отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центрального и местных исполнительных органов, а также низкий уровень проектно-изыскательских работ. Это привело к значительному удорожанию строительных работ, что отнюдь не гарантировало их качества. Нередко многомиллионные объекты, такие как водонапорные башни, водоводы разрушались, не отслужив гарантийного срока.

Учитывая предыдущие ошибки, была принята новая программа «Ақ бұлақ», рассчитанная на 2011–2020 годы. Она должна была обеспечить доступ 80% сельских населенных пунктов и 100% малых городов к централизованному водоснабжению. На сегодня доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4% сельских населенных пунктов и 93,8% городов.

Что касается проблем водных ресурсов, то они давно уже стали хроническими и стоически переходят из одной программы в другую, нисколько не уменьшаясь.

И, конечно же, новая концепция так же, как и предыдущая госпрограмма, намекает, мол, дешево мы воду народу продаем: существующая система тарифообразования и утверждаемые тарифы, особенно в сельском хозяйстве, не обеспечивают необходимые эксплуатационные затраты и амортизационные отчисления. И это правда. Как правда и в том, что зачастую мы сталкиваемся с искусственным противозаконным увеличением платы за поливную воду. Эти вопиющие нарушения зафиксированы в отчете по итогам прокурорской проверки работы филиала РГУ «Казсушар» по Туркестанской области за 2016-2019 годы. Он включает целую массу нарушений, как мелких, так и довольно крупных, которые нанесли серьезный урон экономике региона. К примеру, в сфере монополии проверкой установлено, что при распределении поливной воды хозяйствам Туркестанский филиал установил дополнительные административные барьеры. Это превратилось в систематическое нарушение.

В частности, в 2019 году филиал заключил договор о подаче 631,4 м³ воды с 60 сельскохозяйственными производственными кооперативами Мактааральского производственного отделения, стоимость 1м³ воды — 232,96 тенге.

При этом сельскохозяйственные производственные кооперативы собрали со своих членов за полив каждого гектара по 2500 тенге, а в Шардаринском районе — по 4500-6500 тенге.

То есть производственные кооперативы, получая воду от филиала, перепродавали своим членам. А это противозаконно.

Ведь согласно «Удельным нормам водопотребления и водоотведения в сфере экономики» Комитета ресурсов Минсельхоза РК от 16.06.2017 г. на 1 полив 1 га хозяйства платят 2500 тенге, а если они напрямую заключат договор с филиалом (без посредников в лице СПК), это обойдется им в 1300 тенге. Как говорится, почувствуйте разницу…

Включает новая программа и новые проекты, реализация которых обойдется нам в миллиарды. А вот вытекут ли с бумаги эти проекты в жизнь? Вопрос, конечно, интересный.

Безусловно, не обошлось в программе без предложений что-то реорганизовать, что-то переименовать, разработать новые законы. Как будто от перестановки мест слагаемых (на которую также необходимы значительные бюджетные средства) сумма поменяется. А вот очень верно подмечено: наблюдается нехватка специалистов в водном секторе, владеющих знаниями и навыками прогнозирования и оптимизации баланса водных ресурсов, обоснования и оценки инвестиций, повышения эффективности потребления воды. Действительно, кадров, которые, как известно, решают все, катастрофически не хватает. Возможно, именно этим объясняются неконкретные, размытые многие государственные программы. Такое ощущение, что они разрабатываются не у нас, на Земле, а на какой-то совершенно другой планете какими-то инопланетянами. Слили, что попалось, в один документ, отмыли бюджетные деньги и «наша песня коротка, начинай сначала».

Между тем, позволим напомнить, что водная безопасность респуб­лики – главный компонент нацио­нальной безопасности. Эффективное управление водными ресурсами, обеспечение водной, а значит – продовольственной, энергетической и экологической безопасности, требует профессиональной организации научно-исследовательских и проектных работ.

Рамзия ЮНУСОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *